Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры

http://old.voopik.ru


Консолидированное мнение Круглого стола по теме: «Общественное отношение к приватизации памятников истории и культуры»

Москва
17.06.2004

Центральный совет ВООПИиК с тревогой разделяет обеспокоенность широкой общественности в связи с предстоящим проведением приватизации недвижимых объектов историко-культурного наследия до решения ключевых вопросов законодательного обеспечения сохранности памятников истории и культуры.

Вопрос приватизации памятников имеет ряд аспектов, в том числе: политический, юридический, экономический, этический, социальный.

Принципиально, на территории Российской Федерации приватизации подлежат свыше 80 тысяч памятников истории и культуры федерального значения, за исключением единичных: а) объектов Всемирного культурного наследия, б) объектов, отнесенных Указами Президента России к особо ценным объектам культурного наследия, в) историко-культурные заповедные территории, г) памятники археологии.

Нравственно, своей совокупностью памятники истории и культуры представляют собой общенародное достояние, принадлежащее, как унаследованные богатства великого прошлого, не только современным, но и всем будущим поколениям народов Российской Федерации. Массовый характер намечаемой приватизации памятников заведомо лишает их возможности общенародной заботы, ликвидируя воспитательную роль исторического наследия и, следовательно, само формирование в обществе гражданственного отношения к памятникам прошлого как своему священному долгу и обязанности, исходя из «ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями» (Конституция РФ).

Политически, планы массовой приватизации (разгосударствления) памятников истории и культуры означают отказ органов государственной власти от своей конституционной ответственности за гарантии обеспечения сохранности объектов культурного наследия. Впервые в многовековой истории Российского государства органы власти демонстративно отказываются от задач сохранения наследованных богатств великого прошлого России.

В законодательной сфере существует неразрешимое противоречие между предполагаемым обременением будущих собственников памятников рядом обязанностей по их сохранному содержанию и нормами Гражданского Кодекса РФ, не допускающими какого-либо ограничения прав собственности. В рамках данного противоречия требования к сохранности памятников истории и культуры, переданных в частную собственность, не могут быть реально обеспечены.

Намечаемая приватизация федеральных памятников истории и культуры не обеспечена ни юридически, ни организационно, так что в противоположность требованиям законодательства до настоящего времени даже не опубликованы списки объектов, состоящих под охраной государства. При этом в стране на протяжении ряда лет широко проводится приватизация памятников регионального значения, характеризующаяся наличием множества недостатков, вплоть до административно и уголовно наказуемых нарушений. Главный порок проводимой приватизации — отсутствие необходимой гласности и, следовательно, возможности действенного контроля, включая общественный. Проводимая ныне приватизация не означает ничего другого, как простой распродажи зданий-памятников, при том, что до начала приватизации не были выработаны критерии ценности памятников, и их распродажа ведется лишь с учетом данных БТИ, т.е. исходя из степени износа. Таким образом, приватизация нецелесообразна и с экономической точки зрения.

Важно отметить этический аспект. В прошлом немало памятников было подарено обществу и государству меценатами (больницы, галереи, приюты). Приватизировать теперь эти объекты, дошедшие до нас сквозь годы революций и войн, было бы просто безнравственно.

Крайне важен и социальный аспект приватизации. Конституционное право граждан на доступность памятников не может быть должным образом обеспечено в условиях частной собственности на них. Преобладающая часть общества будет не только лишена возможности пользоваться памятниками, но и посещать их.

Предусмотренная действующим законодательством приватизация памятников истории и культуры может рассматриваться лишь как одна из мер их спасения от угрозы физической утраты, как единичные, исключительные и публичные случаи привлечения дополнительных средств. Такая приватизация будет осуществляться в интересах памятников. Однако, как показывает практика, в первую очередь приватизируются не аварийные, а хорошо сохранившиеся объекты. Тем самым, настоящей целью планируемой приватизации выступает насыщение рынка собственности, но не задачи сохранения историко-культурного наследия, как таковые.

НЕОБХОДИМО:

  1. Определить состав объектов, действительно нуждающихся в срочной заботе о своей сохранности, для опубликования с целью изыскания частных средств.
  2. Классифицировать объекты по значимости, ценности, уникальности, выделив памятники, приватизация которых недопустима, с точки зрения их общественной значимости.
  3. Доработать комплекс юридических и нормативных актов, обеспечивающих действительную сохранность объектов, подлежащих приватизации, предусмотрев необходимый механизм контроля со стороны государственных и общественных органов охраны памятников. Внести необходимые изменения в Гражданский Кодекс, дающие право реального обременения частной собственности на памятники истории и культуры.
  4. Средства, поступающие от приватизации памятников, должны быть использованы исключительно для финансирования работ по сохранению объектов культурного наследия.

В связи с этим, не разделяя мнения отдельных Глав Администраций субъектов Российской Федерации, Центральный совет ВООПИиК считает неоправданным и поспешным стремление к отмене и настаивает на сохранении действующего моратория на приватизацию памятников до принятия требуемого комплекса подзаконных актов к Федеральному Закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Печать