http://old.voopik.ru
Размышления о прошедшем кинофестивале в Твери
Анатолий Филатов, председатель отборочной комиссии 26-го кинофестиваля ВООПИиК в Твери
14.04.2004
Будучи председателем отборочной комиссии многих Всероссийских кинофестивалей любительских фильмов в «доперестроечное время», я, признаюсь честно, с некоторой опаской ожидал встречи с новой генерацией самодеятельных авторов. Кто они сегодня, чем живы, откуда и куда идут? Ведь причин для беспокойства более чем предостаточно, если учесть, что традиционных кинофестивалей под эгидой Центрального совета ВООПИиК не было целых двенадцать лет. Однако первый же отборочно-просмотровой день в Тверском областном Доме народного творчества несколько успокоил: из того, что прислано было из регионов на 1 апреля с.г. (начало работы), комиссия кое-что наметила для конкурсного показа. Тем не менее чувство внутреннего дискомфорта не покидало. Ведь «Положение» о кинофестивале ясно, что называется «чёрным по белому», гласит: «Фильмы на фестиваль принимаются для отборочного просмотра до 1 апреля 2004 года строго по заявкам». И, заметим, Центральный совет ВООПИиК объявил это не за день-два и даже не за месяц, а ещё год назад. Ряд региональных отделений на местах (в том числе ведущие) тем не менее не удосужились соблюсти объявленные временные сроки.
Не ведая, какого «кота в мешке» в день открытия фестиваля привезут все эти заведомые должники, отборочная комиссия вынуждена была (для подстраховки) оставить некоторые киноленты фольклорно-этнографического характера, хотя и вполне сознавала их творческие изъяны. Одно, как водится, порождает другое — когда же смотреть всё это (три с лишним часа)? Резко нарушается график работы фестиваля, возникают обиды и недоумения, назойливые просьбы — обязательно увидеть свежепривезённый «шедевр» — именно так и случилось с калмыцким фильмом об «атамане из КГБ» Джунгурове — получасовой ленте, технически бракованной от начала до конца, довольно путанной и невнятной по авторской мысли. И такая кинолента, увы, оказалась не единственной.
Это накладки чисто организационные. Другой, не менее досадный промах — некритический самоотбор фильмов на местах. Так, Мурманская область (г. Кировск) не поленилась представить на отбор более десятка фильмов — этакие заказного типа бодрячковые репортажи, вроде тех, которые в старину, лет тридцать пять назад, «крутили» перед началом киносеансов, да и названия соответствующие: «С Днём химика, друзья!», «Даёшь 1,5-миллиардную тонну!». В общем, «Покорись, Енисей!» и прочая «романтика стальных магистралей». Пора наконец осознать: что годится для Совета директоров комбината «Апатит», и других администраторов, вовсе не обязательно для смотра, посвящённого историко-культурному наследию народов России. Для этого есть другие кинофестивали. А ведь на Кольском полуострове есть и другие проблемы, и тоже достаточно актуальные: природа, экология, малые народности, ГУЛАГовское прошлое, гибнущая старина, те же мастера народного творчества и многое другое, что может увидеть любящий, заинтересованный кинолюбитель.
Другая всеобщая беда наших авторов — многословие (если не употребить смешное слово «многокадрие»), сплошная тавтология, эти бесконечные повторы — так случилось, например, с хорошим фильмом рязанцев (г. Михайлов) «Душа музыканта» — о Василии Агапкине, создателе прославленного русского марша «Прощание славянки». Это же относится и к фильму из Татарстана «Питрау байрам» (Петров день): затянутое веселье, в конце концов, вызывает чувство досады. К тому же эта присланная на Всероссийский смотр работа идёт сплошь на татарском языке, но зрители-то находятся ведь не на сабантуе, где-то в татарской глубинке, а в старинной русской Твери. Что это — неуважение, снобизм, высокомерие? Не знаю.
Таким же своего рода манкированием «Положения» о фестивале, работы отборочной комиссии (а она дважды просматривает фильмы) и конкурсного показа в целом стали любительские фильмы, выходящие за рамки объявленного временного формата — не более 20 минут. Тем не менее, Москва, Петербург, Ярославль, Хабаровск, Удмуртия представляют ленты на 35 минут, 28, 50 и 30. Результат: жюри в затруднении — фильмы хорошие, но почему, уместно спросить, одним такое позволяется, а другим — нет? Нарушители — они что, — правее других? В жюри возникают напряжённые споры, голосование, в общем то, что теперь называют словом лоббирование, а проще — продавливание интересов своих регионов («Пречистенка» (Москва); «Откуда пошла Земля русская» (С.-Петербург); «Музыка русской души» — о русско-эмигрантском Харбине — из Хабаровска; «Десять лет поиска и надежды» — о чеченской диаспоре в Ярославле).
…Долгие двенадцать лет перерыва в работе Всероссийского кинофестиваля ВООПИиК, что и говорить, не лучшим образом сказались на многом. Однако отраднее всё-таки говорить о другом — о хорошем. К счастью, не умерла и никогда не умрёт пытливая мысль кинолюбителей России, как не умрёт в душе человека извечная потребность творить и осмысливать окружающий мир. Скажу более того — за эти годы внутреннего созревания любительское искусство выросло качественно, сделаны серьёзные творческие открытия, появились новые темы, имена, новые географические точки, глубже стал историко-культурный анализ и смелее — художнический поиск. Лучшие фильмы 26-го по счёту Всероссийского смотра — убедительное тому подтверждение. Не утруждая излишним перечислением, назову всего лишь пять из них:
Отличными программами фильмов порадовали Тверская, Оренбургская и Ярославская области: первая — глубоким освещением историко-культурного наследия своей верхневолжской земли; вторая — в частности, бесстрашно-объективным показом одного из великих преступлений сталинской эпохи — «ядерного опыта» (1947 года) на людях, на 45-ти тысячах военного и гражданского населения в районе Тоцкого ядерного полигона; ярославцы — в числе других своих кинолент, — поведали о незаурядном земляке. Это художник Севрикеев — труженик, беззаветно любящий свою землю (не срубил ни одного дерева), мудрец и альпинист, собиратель всяческой красоты, словом, из тех людей, которые прославляют и украшают Родину. На таких праведниках, говаривали в старину, Земля российская держится.
И, в заключение, хотелось бы подчеркнуть особо: как недостатки, так и бесспорные достоинства прошедшего кинофестиваля в Твери — к слову, прекрасно организованного гостеприимными хозяевами, — одинаково поучительны уже хотя бы потому, что наглядно показали, как продолжать в будущем наше полезное, глубоко патриотическое дело, а чего следует избегать. Мы все чему-то научились друг у друга в результате этой памятной встречи на богатой традициями земле Афанасия Никитина.