Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры

http://old.voopik.ru


Размышления о прошедшем кинофестивале в Твери

Анатолий Филатов, председатель отборочной комиссии 26-го кинофестиваля ВООПИиК в Твери
14.04.2004

Будучи председателем отборочной комиссии многих Всероссийских кинофестивалей любительских фильмов в «доперестроечное время», я, признаюсь честно, с некоторой опаской ожидал встречи с новой генерацией самодеятельных авторов. Кто они сегодня, чем живы, откуда и куда идут? Ведь причин для беспокойства более чем предостаточно, если учесть, что традиционных кинофестивалей под эгидой Центрального совета ВООПИиК не было целых двенадцать лет. Однако первый же отборочно-просмотровой день в Тверском областном Доме народного творчества несколько успокоил: из того, что прислано было из регионов на 1 апреля с.г. (начало работы), комиссия кое-что наметила для конкурсного показа. Тем не менее чувство внутреннего дискомфорта не покидало. Ведь «Положение» о кинофестивале ясно, что называется «чёрным по белому», гласит: «Фильмы на фестиваль принимаются для отборочного просмотра до 1 апреля 2004 года строго по заявкам». И, заметим, Центральный совет ВООПИиК объявил это не за день-два и даже не за месяц, а ещё год назад. Ряд региональных отделений на местах (в том числе ведущие) тем не менее не удосужились соблюсти объявленные временные сроки.

Не ведая, какого «кота в мешке» в день открытия фестиваля привезут все эти заведомые должники, отборочная комиссия вынуждена была (для подстраховки) оставить некоторые киноленты фольклорно-этнографического характера, хотя и вполне сознавала их творческие изъяны. Одно, как водится, порождает другое — когда же смотреть всё это (три с лишним часа)? Резко нарушается график работы фестиваля, возникают обиды и недоумения, назойливые просьбы — обязательно увидеть свежепривезённый «шедевр» — именно так и случилось с калмыцким фильмом об «атамане из КГБ» Джунгурове — получасовой ленте, технически бракованной от начала до конца, довольно путанной и невнятной по авторской мысли. И такая кинолента, увы, оказалась не единственной.

Это накладки чисто организационные. Другой, не менее досадный промах — некритический самоотбор фильмов на местах. Так, Мурманская область (г. Кировск) не поленилась представить на отбор более десятка фильмов — этакие заказного типа бодрячковые репортажи, вроде тех, которые в старину, лет тридцать пять назад, «крутили» перед началом киносеансов, да и названия соответствующие: «С Днём химика, друзья!», «Даёшь 1,5-миллиардную тонну!». В общем, «Покорись, Енисей!» и прочая «романтика стальных магистралей». Пора наконец осознать: что годится для Совета директоров комбината «Апатит», и других администраторов, вовсе не обязательно для смотра, посвящённого историко-культурному наследию народов России. Для этого есть другие кинофестивали. А ведь на Кольском полуострове есть и другие проблемы, и тоже достаточно актуальные: природа, экология, малые народности, ГУЛАГовское прошлое, гибнущая старина, те же мастера народного творчества и многое другое, что может увидеть любящий, заинтересованный кинолюбитель.

Другая всеобщая беда наших авторов — многословие (если не употребить смешное слово «многокадрие»), сплошная тавтология, эти бесконечные повторы — так случилось, например, с хорошим фильмом рязанцев (г. Михайлов) «Душа музыканта» — о Василии Агапкине, создателе прославленного русского марша «Прощание славянки». Это же относится и к фильму из Татарстана «Питрау байрам» (Петров день): затянутое веселье, в конце концов, вызывает чувство досады. К тому же эта присланная на Всероссийский смотр работа идёт сплошь на татарском языке, но зрители-то находятся ведь не на сабантуе, где-то в татарской глубинке, а в старинной русской Твери. Что это — неуважение, снобизм, высокомерие? Не знаю.

Таким же своего рода манкированием «Положения» о фестивале, работы отборочной комиссии (а она дважды просматривает фильмы) и конкурсного показа в целом стали любительские фильмы, выходящие за рамки объявленного временного формата — не более 20 минут. Тем не менее, Москва, Петербург, Ярославль, Хабаровск, Удмуртия представляют ленты на 35 минут, 28, 50 и 30. Результат: жюри в затруднении — фильмы хорошие, но почему, уместно спросить, одним такое позволяется, а другим — нет? Нарушители — они что, — правее других? В жюри возникают напряжённые споры, голосование, в общем то, что теперь называют словом лоббирование, а проще — продавливание интересов своих регионов («Пречистенка» (Москва); «Откуда пошла Земля русская» (С.-Петербург); «Музыка русской души» — о русско-эмигрантском Харбине — из Хабаровска; «Десять лет поиска и надежды» — о чеченской диаспоре в Ярославле).

…Долгие двенадцать лет перерыва в работе Всероссийского кинофестиваля ВООПИиК, что и говорить, не лучшим образом сказались на многом. Однако отраднее всё-таки говорить о другом — о хорошем. К счастью, не умерла и никогда не умрёт пытливая мысль кинолюбителей России, как не умрёт в душе человека извечная потребность творить и осмысливать окружающий мир. Скажу более того — за эти годы внутреннего созревания любительское искусство выросло качественно, сделаны серьёзные творческие открытия, появились новые темы, имена, новые географические точки, глубже стал историко-культурный анализ и смелее — художнический поиск. Лучшие фильмы 26-го по счёту Всероссийского смотра — убедительное тому подтверждение. Не утруждая излишним перечислением, назову всего лишь пять из них:

  1. «Востока грустные напевы» (г. Тверь, автор Ф. И. Лундовская).
  2. «Чердынский альбом» (г. Пермь, автор С. А. Тупицын).
  3. «Пока жива память — жив мир» — о знаменитом в отечественной истории вотяцком (удмуртском) селе Старый Мултан (г. Ижевск, авторы: В. И. Ивонина, А. В. Кныш).
  4. «Ядерный пятьдесят четвёртый. Тоцкий взрыв» (село Тоцкое, Оренбургской области, автор Н. В. Аксёнова).
  5. «Песни деревни Лопотово» (г. Луза, Кировской области, автор В. В. Нечаева).

Отличными программами фильмов порадовали Тверская, Оренбургская и Ярославская области: первая — глубоким освещением историко-культурного наследия своей верхневолжской земли; вторая — в частности, бесстрашно-объективным показом одного из великих преступлений сталинской эпохи — «ядерного опыта» (1947 года) на людях, на 45-ти тысячах военного и гражданского населения в районе Тоцкого ядерного полигона; ярославцы — в числе других своих кинолент, — поведали о незаурядном земляке. Это художник Севрикеев — труженик, беззаветно любящий свою землю (не срубил ни одного дерева), мудрец и альпинист, собиратель всяческой красоты, словом, из тех людей, которые прославляют и украшают Родину. На таких праведниках, говаривали в старину, Земля российская держится.

И, в заключение, хотелось бы подчеркнуть особо: как недостатки, так и бесспорные достоинства прошедшего кинофестиваля в Твери — к слову, прекрасно организованного гостеприимными хозяевами, — одинаково поучительны уже хотя бы потому, что наглядно показали, как продолжать в будущем наше полезное, глубоко патриотическое дело, а чего следует избегать. Мы все чему-то научились друг у друга в результате этой памятной встречи на богатой традициями земле Афанасия Никитина.

Печать