Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры

http://old.voopik.ru


Земля обетованная

Иван Велесов
«Губернiя», №48, 8.12.2007

Фотограф Александр Фурсов — на персональной выставке «Северная сторона»

Александр Николаевич Фурсов пришел в профессиональную фотографию самым обычным для позднесоветских времен путем — через фотоклуб. Правда, клуб этот был не совсем обычным. Московский «Новатор» тогда гремел на всю страну, как самый сильный коллектив среди творческих фотографических объединений. Он, к слову сказать, и привел Александра к своей теме…

Десять лет активного клубного фотолюбительства сделали его имя «широко известным в узких кругах специалистов», появились публикации, был заявлен уровень творческих притязаний. А затем последовал резкий поворот, которого сам автор от себя и не ожидал: смена профессии инженера на фотографа, постепенный отход от «Новатора», и даже от своей темы. Профессия в начале девяностых престала кормить, а фотоклуб растерял былой потенциал и часть своих самых сильных и самобытных авторов.

Темой Александра Фурсова стал Русский Север, его природа, архитектура, материальная культура северного крестьянского быта и ее последние живые носители. Север снимали много и многие, новаторы в том числе, но, как правило, ничего глубже этнографической иллюстрации не получали. (Счастливые исключения — Георгий Колосов, Анатолий Ерин чьи художественные достижения можно рассматривать в качестве ориентиров, а приблизиться к их уровню — надежд никаких.)

Где отметились все, кто фотографировал Север? Кижи, Малые Корелы, Соловки. Но северный дух не живет исключительно в музеях. За живым истинным духом надо ехать в глушь, забираться в «медвежьи углы», научиться не пугать его вспышкой. Александр Фурсов за годы северных путешествий этому научился. Потому и его Север, представленный на выставке, не совсем такой, как привыкли его видеть на страницах туристических буклетов. Он здесь первозданный, такой, каким его застал автор в конце прошлого века.

Стремительно разрушается исконно крестьянская северная культура, попытки найти сейчас хотя бы какие-то ее следы, практически безнадежны. И крестьян того поколения, для которых эта культура была родной, нынче днем с огнем не сыскать. Почти всех тех крестьян, чьи портреты выставлены в зале экспозиции, уже нет в живых. Остановиться бы, вглядеться, задуматься…

По большому счету Александр если бы и мог развивать свою северную тематику, то только вширь. Вглубь не получится — некуда. И не потому, что художественные образы в северных снимках достигли предельного совершенства, а потому, что натурного материала для создания желаемых образов больше нет. Распался мир патриархальной северной деревни, исчез, ушел в небытие. И тема по независящим от автора обстоятельствам пришла к своему завершению.

Александр Фурсов, став профессиональным фотографом, не изменил своей художественной специализации — пейзажу. Календари с его фотографиями можно найти чуть ли не в каждом книжном магазине, но это, все же, не та фотография, которую можно видеть на выставке «Северная сторона» и в одноименном альбоме. Снимая Север, он выступал как фотолюбитель, и его профессиональная работа к Северу никакого отношения не имеет. Это ни хорошо и ни плохо, просто так вышло. Редчайший случай, когда можно увидеть выставку профессионального фотолюбителя. Впрочем, Александр фотолюбителем и остается. Во всяком случае, в том смысле, что фотографию он не разлюбил.

Выставка работает в зале Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, в Гагаринском переулке.

Печать