Постановление Пленума совета Московского областного отделения ВООПИК «Проблемы сохранения и развития исторических городов Подмосковья»

Московская область представляет собой уникальное, в своей неповторимости, значимости и многообразии — средоточие памятников истории, культуры, архитектуры и археологии. Их более 6 тысяч! Этот огромный пласт историко-культурных сокровищ является хранилищем памяти о национальном развитии не только нашего региона, но и всей России.

Важнейшую, определяющую часть этого наследия составляют 22 подмосковных города, имеющих особый охранный статус — исторический город: Балашиха, Бронницы, Верея, Волоколамск, Дмитров, Егорьевск, Зарайск, Звенигород, Истра, Кашира, Клин, Коломна, Можайск, Ногинск, Озёры, Орехово-Зуево, Павлово-Посад, Подольск, Руза, Сергиев Посад, Серпухов, Чехов.

Уникальность и ценность этих городов не только в том, что они обладают интереснейшими памятниками истории и архитектуры, а и в том, что сохранили историческую среду, сложившуюся на протяжении столетий, градостроительную планировку, архитектурный облик и особый национальный колорит русского города. В этих городах — живое присутствие многовекового прошлого. Они служат самыми реальными и подлинными свидетельствами богатства и разнообразия культурного, религиозного, социального творчества, на всём историческом пути становления и развития нашего государства.

Эти города составляют «золотой фонд» Московской области и задача состоит в том, чтобы сохранить это бесценное, ничем невосполнимое достояние, сохранить уникальную среду каждого из этих городов, определяющую их особенность и делающую привлекательными для жителей, для инвесторов и для туристов.

Активные перемены последних лет заметно повлияли на всю совокупность имеющихся возможностей обеспечения сохранности многовекового наследия, что не могло не отразиться и на общественном сознании, породив ряд негативных тенденций по отношению к культурным ценностям. Национальное историко-культурное наследие, понимаемое как общенародное достояние и предмет всенародной заботы, ныне стало оцениваться как особый вид собственности и земельно-имущественный комплекс и всё более оказывается вовлечённым в систему рыночных отношений.

В своём подавляющем большинстве заповедные территории исторических городов находятся сегодня в неудовлетворительном состоянии, а в некоторых случаях, близком к критическому. Существует реальная угроза полной утраты исторически ценной городской среды, градостроительной структуры и отдельных зданий-памятников.

Большинство зданий исторической застройки жилого и общественного назначения, включая памятники, многие годы не ремонтировались и нуждаются в реставрации, поскольку по своему техническому состоянию и инженерному обеспечению в большинстве случаев не соответствуют современным требованиям. Как следствие, само население, живущее там, не заинтересовано в сохранении этого наследия. Процесс реконструкции и благоустройства исторических городов почти повсеместно сопровождается строительством современных зданий, дисгармонирующих со сложившейся средой, иногда — за счёт сноса зданий исторической застройки. Нередко это происходит без согласования с органами охраны памятников, а иногда и вопреки их запретам.

На сегодняшний день далеко не все исторические города имеют генеральные планы градостроительного развития, отвечающие требованиям сохранения наследия. Отсюда, хаотичная и бесконтрольная застройка, перестройка домов на исторических территориях. Постепенно, в той или иной степени, искажается облик исторических городов, навсегда утрачивается их индивидуальность, происходит их обезличивание.

К невосполнимым утратам привела современная застройка и продолжающееся «благоустройство» исторического центра — одного из древнейших городов России — Дмитрова. В результате, почти полностью уничтожена историческая среда и облик города, а фактически — утрачена историчность Дмитрова, города с 850-летней историей!

Отмечается случай грубого и ничем неоправданного вторжения на территорию уникаль-ного памятника архитектуры начала ХVI века (федерального значения) знаменитого Кремля в Коломне — строительством нового спортивного сооружения — Центральной базы конькобежного спорта. Необоснованные сносы и перестройка зданий-памятников, элементов исторической застройки, строительство современных зданий, дисгармонирующих с исторической средой — происходят практически во всех исторических городах.

Следует отметить, что среди многих факторов, влияющих на состояние и сохранность исторических городов, такие как: недостаточное бюджетное финансирование работ по сохранению и восстановлению объектов культурного наследия, невыполнение арендаторами и владельцами памятников обязательств по их содержанию и многие другие, всё-таки, одной из основных причин возникновения опасности утраты национального наследия является недооценка местными органами власти значения историко-культурного наследия, определяющего не только историческую значимость и ценность города, а и его социально-экономическое развитие и инвестиционную привлекательность.

ПЛЕНУМ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Просить Правительство Московской области:

  • подготовить и утвердить специальную Программу сохранения исторических городов Подмосковья;
  • обратить внимание Глав исторических городов на ответственность за сохранность национального достояния в связи с особой ценностью и исторической значимостью городов Московской области: Балашиха, Бронницы, Верея, Волоколамск, Дмитров, Егорьевск, Зарайск, Звенигород, Истра, Кашира, Клин, Коломна, Можайск, Ногинск, Озёры, Орехово-Зуево, Павлово Посад, Подольск, Руза, Сергиев Посад, Серпухов, Чехов;
  • поручать разработку генеральных планов развития исторических городов базовой территориальной организации по градостроительству, имеющей многолетний опыт разработки генеральных планов исторических городов Московской области.

2. Просить Московскую областную Думу рассмотреть вопрос о подготовке нормативно-правовых документов по отнесению территорий объектов культурного наследия к землям историко-культурного назначения с особым режимом использования в Московской области.

3. Просить Министерство культуры Московской области:

  • подготовить для утверждения Правительством Московской области уточнённый, в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», список исторических поселений Московской области, в которых градостроительная деятельность подлежит особому регулированию;
  • подготовить предложения по выделению историко-культурных ландшафтов в самостоятельные объекты охраны;
  • предусмотреть финансирование на инвентаризацию исторической застройки, градостроительных и ландшафтных элементов архитектурной среды исторических городов для определения территорий с заповедным режимом (на примере г. Коломны).

4. Рекомендовать Министерству культуры Московской области создать систему поощрения за достижения и особые заслуги в деле сохранения историко-культурного наследия Подмосковья с ежегодным подведением итогов и их публикацией в областных СМИ:

  • органы власти муниципальных образований — за реставрацию, реконструкцию, приспособление, благоустройство, проекты комплексной реконструкции заповедных улиц, кварталов исторических городов;
  • отдельные предприятия и лица (меценаты, арендаторы и владельцы памятников, главы местных администраций, учёные, руководители, общественные и религиозные деятели) — за личный вклад, обеспечивший реальную помощь (материальную или иную) в сохранении памятников истории и культуры.

5. Просить Главное Управление архитектуры и градостроительства Московской области при согласовании и утверждении заданий на разработку градостроительной документации для исторических городов, обратить особое внимание на разработку проектов зон охраны памятников, с выделением заповедных территорий исторических городов, нуждающихся в особом регулировании градостроительной деятельности.

Рекомендовать Главному Управлению архитектуры и градостроительства Московской области создать в своей структуре отдел регулирования градостроительной деятельности в исторических городах и в зонах охраны объектов культурного наследия.

6. Обратиться к Главам исторических городов с просьбой:

  • исключить практику нового строительства на исторически ценных территориях без согласования с органами охраны памятников и утверждённой в установленном порядке, проектной документации;
  • работы по отводу земельных участков в исторических районах городов осуществлять только при наличии заключений государственных органов охраны объектов культурного наследия;
  • предусмотреть финансирование разработки историко-архитектурных опорных планов и генеральных планов, обратив особое внимание на разработку проектов зон охраны и комплексной реконструкции заповедных центров, улиц, исторических кварталов;
  • использовать практику привлечения инвесторов и туристских организаций к комплексному решению проблем благоустройства и приспособления зданий-памятников в исторических территориях;
  • поручить местным органам архитектуры и градостроительства при выдаче разрешений на реконструкцию или капитальный ремонт зданий и кварталов исторической застройки, предусматривать обязательные условия сохранения исторического облика сложившейся городской среды.

7. Пленум выносит особое мнение, ввиду участившейся практики нарушений Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в Звенигороде и опасности утраты неповторимого исторического облика города, его уникального историко-культурного наследия и обращается к Главе Звенигорода, с просьбой, обеспечить контроль за сохранностью его исторических, архитектурных и археологических памятников, а также ускорить разработку генерального плана города с учётом сохранения исторической городской среды в целом и объектов культурного наследия и рекомендует создать Экспертный совет при администрации г. Звенигорода из представителей Министерства культуры Московской области, Московского областного отделения ВООПИиК и Звенигородского музея.

8. Просить Центральный Совет ВООПИиК обратиться в Государственную Думу по вопросу увеличения бюджетного финансирования на мероприятия по сохранению исторических городов, с целевым использованием этих средств на разработку генеральных планов их развития.

9. Московскому областному отделению ВООПИиК усилить общественное звучание вопросов сохранения историко-культурного наследия в просветительской и воспитательной работе, в широкой информированности населения и привлечении общественного внимания к судьбам памятников истории и культуры, фактам их утраты; формирование у жителей Московской области интереса к истории своего города, края, всего Подмосковья.

Просить члена президиума совета Московского областного отделения ВООПИиК .Ф. В. Разумовского (автора и ведущего исторической программы «Кто мы?» на телеканале «Культура»), поднять проблему сохранения исторических городов в своих телевизионных передачах.

10. Направить решение настоящего Постановления: в Правительство Московской области, Московскую областную Думу, Министерство культуры Московской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, Главам исторических городов Московской области, Центральный совет ВООПИиК.