Рекомендации Всероссийской научно-практической конференции «Общественно-государственное партнёрство в деле охраны памятников историй и культуры» (29 октября — 1 ноября 2008, г. Санкт-Петербург)

29 октября — 1 ноября 2008 года в Санкт-Петербурге Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры была проведена научно- практическая конференция «Общественно-государственное партнёрство в деле охраны памятников истории и культуры». Участники конференции — представители государственных органов культуры и сохранения историко-культурного наследия, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), других общественных организаций, работники научных и учебных учреждений, средств массовой информации, известные ученые и деятели культуры — отмечают, что дело сохранения историко-культурного наследия народов России, как комплекса ценностных духовных и материальных объектов, являющихся основой исторической самоидентификации наций и народностей Российской Федерации, является важнейшим условием укрепления духовно-нравственных и национально-государственных ориентиров существования России. При этом, в условиях формирования гражданского общества в России, усиление общественно- государственного партнёрства в деле сохранения наследия становится необходимой основой для укрепления нравственного и ответственного подхода ко всем вопросам связанным с охраной памятников истории и культуры.

Реализация этой задачи предполагает обеспечение сохранности историко-культурного наследия и активное включение культурного наследия в гражданский оборот за счет восстановления и реставрации памятников истории и культуры, а также вовлечения объектов культурного наследия, как органической части туризма.

Однако темпы износа объектов культурного наследия продолжают значительно отставать от темпов их восстановления. Поэтому продолжается процесс утраты материального и духовного национального достояния страны, накопленного предыдущими поколениями.

Конференция поставила задачи по привлечению внимания государственных органов, общественности, научной и творческой интеллигенции к современному состоянию памятников истории и культуры, определению роли общественно- государственного партнёрства в формировании приоритетных направлений для развития данной сферы.

В выступлениях на конференции отмечалось, что формирование общественно-государственного партнёрства в деле сохранения наследия началось со времени создания ВООПИК, благодаря деятельности таких выдающихся учёных, практиков и деятелей культуры, как Д. Лихачёв, Б. Пиотровский, И. Петрянов-Соколов, Д. Барановский, Н. Пластов, Б. Рыбаков, Л. Леонов и многих других, заложивших фундамент формирования общественно-государственного взаимодействия в сфере сохранения наследия, задача дальнейшего укрепления которого, остро ощущается в настоящее время.
Участники конференции подчеркивали, что российское наследие веками выполняло соборную, объединяющую функцию в Российском государстве с его многонациональным населением. Оно и сегодня играет выдающуюся роль, сплачивая народы России, служит не только предметом сохранения, но и средством воспитания в культурном пространстве Российской Федерации и стран Содружества, что не может происходить без широкого вовлечения в этот процесс общественных сил страны. При этом указывалось, что важнейшим условием преодоления острых конфликтообразующих ситуаций в данной сфере между государством и обществом является осознание глубинной связи исторического наследия и духовно-нравственного состояния общества.

Участники конференции считают, что гармонизация жизни государства зависит от того, насколько полно будет учитываться в градостроительной, научной и культурной практике общества нравственные идеалы народа, а также от того, насколько продуманно и результативно будут применяться разумные подходы при решении конфликтов и противоречий в сфере связанной с интересами сохранения наследия.

В центре обсуждения на заседаниях конференции находилась такая важнейшая проблема современной культуры, как слияние этических проблем, научных знаний и общественного мнения с практикой государственной деятельности. Отмечалось, что успешное решение задачи органичного сочетания новейших научных технологий, с изучением общественного мнения и практикой государственного руководства данной сферой, во многом будет определять облик и статус нашей страны в XXI столетии.

Учитывая проводимую в стране административную реформу, децентрализацию полномочий в сфере охраны и сохранения культурного наследия, конференция констатирует возрастающую роль общественности в целом и Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры как специализированной общероссийской организации, имеющей более чем 40-летний опыт работы.
ВООПИиК, как одно из крупных авторитетных объединений, призвано осуществлять координацию общественного участия в сохранении, использовании, популяризации памятников истории и культуры в Российской Федерации.

Обществом накоплен богатейший опыт работы с экспертным сообществом, что позволяет ему стать основной организацией в осуществлении общественной экспертизы. Это подтверждается и успешной деятельностью ряда региональных отделений, выполняющих роль общественного эксперта.
Значительная работа по популяризации памятников позволила ряду региональных отделений ВООПИК стать опорой органов исполнительной власти в патриотическом, нравственном воспитании. Осваиваются новые формы в рамках государственного и частного партнерства, участия в общероссийских и региональных проектах по сохранению культурного и духовного наследия народов Российской Федерации.

Осознавая необходимость сохранения историко-культурного наследия, обращая внимание на определяющее значение общественно-государственного партнёрства в данной сфере, как фактора современного культурного развития, участники конференции рекомендуют:

  1. Обратиться к Президенту Российской Федерации  Д. А. Медведеву с предложением о введении в практику Годового доклада по вопросам о состоянии и охране культурного наследия Российской Федерации.
  2. Создать Указом Президента либо Распоряжением Правительства Национальный Общественный Совет по вопросам культурного и природного наследия.
  3. Обратиться к Правительству Российской Федерации с просьбой дополнить при рассмотрении нормативных актов к Федеральному Закону № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» действующий закон статьёй, восстанавливающей права ВООПИиК на рассмотрение (согласование) градостроительных проектных решений, затрагивающих интересы исторических территорий, — на примере прав предоставленных ВООПИиК Законом РФ 1979 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Считать необходимым предусмотреть законодательное право общественных организаций обращаться в судебные органы с целью защиты прав и законных интересов граждан на сохранение объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
  4. Просить Правительство Российской Федерации принять распоряжение по практическому внедрению системы доверительного управления объектами культурного наследия и реализации положения статьи Закона № 73-ФЗ о «Безвозмездной передаче объектов культурного наследия».
  5. Разработать систему мер государственной поддержки общественных организаций, профессионально занимающихся охраной памятников истории и культуры. Обратиться к Правительству РФ с предложением о государственной поддержке студенческих реставрационных отрядов, включая вопросы финансирования их деятельности (на грантовой основе).
  6. Субъектам Российской Федерации ускорить процесс формирования госорганов охраны памятников.
  7. Продолжить формирование нормативно-правового регулирования взаимоотношений в сфере культурного наследия, на федеральном и региональном уровнях, а также в отношении объектов культового и религиозного назначения.
  8. Обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой о включении в Федеральный Закон № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» положения об обязательной общественной историко-культурной экспертизе, а также предусмотреть процедуру общественного контроля в сфере государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия.
  9. Сформировать нормативную базу для практики передачи прав на использование объектов культурного наследия.
  10. Совершенствовать правовые основы страховой защиты памятников истории и культуры, объектов культурного наследия. Считать необходимым внесение поправок в действующее законодательство, предусматривающих меры ответственности за порчу или искажение первоначального облика памятников, находящихся в чьей-либо собственности, аренде или пользовании.
  11. Инициировать разработку новых государственных целевых программ, направленных на преодоление кризиса в сфере культурного наследия с рабочим названием — «Наследие России» или «Охрана культурного наследия России».
  12. Считать необходимым взаимодействие органов культуры и сохранения историко-культурного наследия, научных учреждений, высших и средних учебных заведений, учреждений культуры, ВООПИК, других общественных и творческих организаций, издательств, средств массовой информации в деле сохранения великого историко-культурного наследия Отечества. Обеспечить объединение и концентрацию усилий ученых и практиков России в деле изучения, сохранения и восстановления наследия народов Российской Федерации.
  13. Принять во внимание, что важнейшими являются градостроительные вопросы, вопросы соблюдения режима охранных зон и сохранения исторического облика городов. Способствовать установлению порядка подготовки градостроительной документации, разрабатываемой для исторических поселений и градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, включаемых в правила застройки муниципальных образовании и согласования с федеральными и региональными органами охраны объектов культурного наследия.
  14. Считать важнейшей задачей сохранение археологического наследия. Принять меры к укреплению необходимого порядка в данной сфере в целях предотвращения катастрофического разграбления археологических объектов. Считать целесообразным обратиться в Государственную Думу РФ с предложением о разработке и принятии специального закона «Об охране археологического наследия народов РФ». Считать также целесообразным просить Общественную Палату РФ о проведении в 2009 году слушаний по вопросам защиты археологического наследия Российской Федерации.
  15. Добиваться необходимых масштабов реставрационных работ, улучшения технического состояния объектов культурного наследия, позволяющих вернуть эти памятники в хозяйственный и культурный оборот.
  16. Принять меры по восполнению потребности сферы реставрации в высококвалифицированных кадрах. Решить вопросы профессионального образования, подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров по сохранению исторических, культурных и природных ландшафтов, возрождения реставрационных школ и системы аттестации реставраторов.
  17. Продолжить совершенствование научно-методического обеспечения реставрационного дела. Способствовать глубокому освоению и распространению опыта современных реставрационных работ.
  18. Обеспечить динамичное развитие сферы охраны наследия за счет развития механизмов партнерства государства, бизнеса и общественных организаций по сохранению наследия, в том числе распространение концессионных соглашении в сфере охраны культурного наследия.
  19. Считать целесообразным создание и развитие в городах России культурного предпринимательства, творческих индустрий и компактных культурных кварталов, обеспечивающих восстановление исторических промышленных и научных городов.
  20. Содействовать развитию благотворительности и меценатства в сфере охраны наследия. Считать целесообразным установление налоговых льгот для организаций, участвующих в обеспечении сохранности объектов культурного наследия народов РФ.
  21. Обеспечить создание системы общероссийского мониторинга состояния и использования объектов культурного наследия, памятников истории и культуры, включая их полную инвентаризацию и оцифровку, обеспечение эффективного использования имущественных прав на объекты культурного наследия.
  22. Проводить исследования спектра причин, препятствующих сохранению культурных ценностей России в современном глобализованном мире и новых возможностей наследия, как ресурса устойчивого развития.
  23. Осуществить анализ и обобщение российского и зарубежного опыта по сохранению историко-культурного наследия, проведения целостного анализа. Считать целесообразным установить взаимоотношения устойчивого сотрудничества с зарубежными общественными организациями в сфере охраны культурного и природного наследия.
  24. Развивать экспортный потенциал наследия России за счет демонстрации многонационального культурного достояния Отечества за рубежом, масштабного привлечения туристов в Россию для ознакомления с культурными ценностями страны.
  25. Укреплять партнерство организаций и учреждений охраны наследия и туристского бизнеса в целях обеспечения комплексного подхода к сохранению культурного наследия, развитию народных промыслов и культурных традиций, решению проблем устойчивого развития городских и сельских территорий, сохранения и улучшения архитектурного облика и городской среды.
  26. Поддерживать деятельность государства и общественных организаций по укреплению взаимодействия с Русской Православной Церковью и другими конфессиями, а также продолжить эффективное участие общественных формирований в деятельности Общественной Палаты Российской Федерации.
  27. Предложить Администрации Санкт-Петербурга рассмотреть вопрос об устройстве музея натурных частей крепости Ниеншанц, раскрытых при археологических раскопках и имеющих важное международное культурное значение.
  28. Считать необходимым развитие просветительной деятельности в области культурного наследия в регионах среди учащейся молодёжи в школах и высших учебных заведениях с целью повышения культурного уровня.
  29. Обратиться к Правительству РФ с просьбой о включении в программы поддержки социально-экономического развития Абхазии и Южной Осетии мероприятий по восстановлению историко-культурного наследия.
  30. Региональным отделениям ВООПИиК развивать практику общественно-государственного партнёрства в регионах, в т.ч. посредством заключения соглашений о взаимодействии и сотрудничестве с территориальными органами Росохранкультуры и органами по охране наследия субъектов РФ.
  31. Средствам массовой информации, творческим союзам, издательствам осуществлять всемерную поддержку и освещение проблем сохранения историко-культурного наследия в России.

Участники конференции признали полезным:

  • опубликовать материалы конференции и информацию о ее работе в специализированных журналах и периодической печати;
  • направить настоящие рекомендации в Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство РФ, Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания РФ, Министерство культуры, Росохранкультуру, органы исполнительной власти субъектов РФ, ведающие вопросами культуры и сохранения историко-культурного наследия, в Общественную Палату РФ, ВООПИиК и другие общественные организации.