Заметки о фестивале

Тематика конкурсных работ, прошедшего в Твери XXVII-го Всероссийского фестиваля любительских видеофильмов, вполне соответствовала постоянному девизу наших фестивалей: «И не прервётся связь времён…».

Порадовало, что география заявленных на фестиваль фильмов расширилась от Владивостока до Якутии, Калининграда и Ставропольского края. Вполне обнадёживает то, что количество присланных фильмов практически не убавилось — 110. После работы отборочной комиссии их осталось 50. Эти фильмы и составили конкурсную программу фестиваля.

Причин, по которым почти половина фильмов «забракованы» — немного, но они, к сожалению, носят общий характер. Прежде всего это уровень технического состояния фильмов, качества изображения. Иногда — откровенный брак, что говорит о недостаточно самокритичном отборе на местах.

Второе. Несмотря на то, что в Положении о фестивале установлена максимальная продолжительность фильма — 20 мин., время показа некоторых из представленных работ достигала до 30-40 минут. И третья причина, по которой отборочная комиссия не сочла нужным рекомендовать фильмы к конкурсному просмотру, весьма банальна — не по тематике, т.е. фильмы присланные на фестиваль, посвящённый историко-культурному наследию России, не имели к этой теме абсолютно никакого отношения.

Какие же мысли приходят после просмотра конкурсной программы? Фестиваль состоялся после значительного перерыва, связанного с известными изменениями в социальной и общественной жизни нашего общества. За это время произошло и кардинальное техническое переоснащение кинолюбителей. Кинокамеру сменила видеокамера, а с ней авторы получили долгожданный «синхрон» (многие знают, что такое «раздельная звуковая дорожка» и какой большой проблемой было добиться при демонстрации фильма синхронного изображения со звуком, записанного на магнитофонной ленте).

У сегодняшних видеолюбителей этой проблемы не существует. Но при кажущейся легкости и простоте использования видеокамеры, авторов поджидали и другие опасности. Обнаружились значительные потери в качестве изображения. В подавляющем большинстве работ без какой-либо необходимости, в кадре то и дело появляются то микрофон, то рука с микрофоном и закадровый голос человека задающего вопросы. Всё это живо напомнило всем известные бесконечные телевизионные интервью. Несомненно, фильм с фрагментами интервью вполне может существовать, если такую форму диктуют обстоятельства или какие-то особые условия. Остановлюсь на фильме «Домик окнами в сад» (г. Учалы, Башкортостан), заслуженно получивший одно из призовых места фестиваля. Герой фильма — интересный самобытный человек, этакий сельский философ. Обладая, по-настоящему незаурядными вокальными данными, он мог бы прожить совсем другую жизнь в городе. Но он выбрал село. Живёт неторопливо, валяет валенки и… радует своим пением односельчан. И то, и другое он делает с удовольствием, так как ощущает свою нужность… На мой взгляд, не следовало бы, этого замечательно говорящего человека ограничивать рамками интервью. Мелькающий микрофон, скучные вопросы отчасти мешали эмоциональному настрою и разбивали целостность восприятия образа героя. Если бы не это , фильм-портрет «Домик окнами в сад», был бы не просто одним из лучших фильмов, а украшением фестиваля.

Кстати, о фильмах-портретах. Напрямую эта тема вроде бы и не имеет непосредственного отношения к историко-культурному наследию, но это не так. Есть такие люди , которые по своей жизни, по состоянию души, миропониманию — сами являются носителями духовной и нравственной культуры, неким олицетворением народности, потому что своё предназначение видят в служении Людям, Делу, Отечеству. Эта тема столь же благодарна, сколько и благодатна. И автор всегда здесь будет в роли первооткрывателя.

Наиболее распространённым недостатком многих конкурсных фильмов явилось их «многословие». Бывает, что интересная тема, хорошая операторская работа просто погибают от обилия текста. Иногда закадровый текст занимает всё экранное время. Создаётся впечатление, что авторы не работали с литературным материалом, а просто добросовестно выложили всю известную им информацию. Именно за счёт этого возрастает продолжительность фильмов. Тогда, «в жертву» приносится изображение, оно растягивается и подгоняется под заданный текст, хотя всё должно быть наоборот. Главное в фильме, всё же изображение, которое дополняется текстом и музыкой. В связи с этим, приведу в пример один из лучших фильмов фестиваля «Унесённые временем» (г. Тверь), рассказывающий об истории тверских монастырей. Можно представить, с каким обилием исторического материала столкнулись его авторы. Фильм имел все шансы превратиться в длинную ровную лекцию. Но тщательно продуманный текст, его лаконичность, в сочетании с умело подобранным музыкальным сопровождением, прекрасной операторской работой, держит зрителя на одном дыхании в течении всех 20 минут.

Особо хотелось бы сказать о таком жанре, как фильм-лекция, который вполне имеет право быть востребованным и полезным в информационных и учебно-просветительских целях.

Несколько слов о музыкальном сопровождении. В некоторых фильмах музыка просто случайна. Она не только не дополняет, не работает на фильм, а существует сама по себе. В одном конкурсном фильме прозвучало чуть ли ни 6 (!) разных музыкальных фрагментов: от классических произведений до современных хитов. Авторам следует более внимательно и тактично подходить к выбору музыкальной темы, особенно в фильмах духовной направленности. Например, в эпизоде одного из фильмов сцена венчания в православном храме почему то сопровождается музыкой Бетховена.

Кстати, во времена кинолюбительства были очень популярны фильмы без текста, только с музыкальным сопровождением. Эмоциональные, заставляющие размышлять, сопереживать — это были маленькие шедевры, потому что без единого слова было понятно, что хотел сказать автор. Это лишь подтверждает, что каким бы ни был отснятый материал, фильмом он станет лишь когда автор наполнит его своими мыслями, состоянием души и собственным отношением к тому что он хочет сказать, что и определяет авторскую позицию. К сожалению, в конкурсной программе были такие работы, которые, которые, по большому счёту, представляли собой лишь материал к фильму. На фестивале явно недостаточно была представлена тема архитектурного наследия и проблемы его сохранения. Разве у нас сегодня всё обстоит благополучно с состоянием памятников архитектуры?! Кому как не видеолюбителям поднимать вопросы, например: трагической участи погибающих бесхозных усадебных ансамблей, которые составляют огромный пласт русской культуры; нарастание опасных тенденций, связанных с утратой ценнейших исторических городов, их стихийной застройкой; уничтожение исторически ценной городской среды; строительство современных зданий в охранных зонах памятников, на территориях памятников археологии и т.д. Мы так и не увидели фильмов публицистических, острых, критических, озвучивающих факты негативного отношения к памятникам, факты их уничтожения. Видеолюбители могли бы сыграть не последнюю роль в их сохранении, привлекая к подобным акциям внимание самой широкой общественности.

Вероятно в различных регионах найдутся и позитивные примеры возрождения, реставрации, бережного отношения к культурному наследию. И об этом тоже нужно говорить.

Один из фильмов-призёров «Дорогой жизни» (г. Нижний Новгород), настолько точно попал в эту тему, что мелкие огрехи (повторы, многократное упоминание специальных терминов), не помешали возникновению благодарного чувства к авторам за идею создания этого фильма и к его героям за реальный вклад в сохранение архитектурного наследия. Речь идёт о студенческом отряде, делающего по настоящему важную и нужную работу — фотосъёмка, описание, составление планов, обмеры всех архитектурных памятников Нижегородской области. Одним словом, достаточно рутинная работа, но необходимая для их будущего восстановления. Ведь неизвестно когда до них доберутся руки реставраторов. В фильме есть и заинтересованность, и ответственность, и гордость ребят за то, что они делают.

О военно-патриотической тематике. Многие фильмы конкурсной программы по-прежнему носят чисто событийный характер и построены на видеофиксации возложения венков, встреч ветеранов, траурных шествий. Такого рода репортажи тоже важны и эти материалы необходимо сохранять. Многое уходит из жизни безвозвратно и в дальнейшем этот видеоархив может быть использован для серьёзной работы. Но у кино, с которыми мы выходим на зрителя, совсем другие задачи. Хотелось бы увидеть фильмы на эту тему в авторском решении — через исследование, через попытки осмыслить различные события и военного, и сегодняшнего времени, через героизм, самопожертвование и терпение людей, которым мы обязаны всем.

В программе фестиваля прозвучала тема народных обычаев, обрядов, но не так широко, как хотелось бы. Без внимания авторов остались такие темы, как традиционные народные промыслы и ремёсла, их сегодняшний день, их проблемы и будущее; судьбы народных умельцев, музыкантов, старых мастеров, являющихся, может быть, последними носителями редких или исчезающих образцов народной культуры, которые могут быть навсегда утрачены с их уходом из жизни. Так не наша ли с вами задача сегодня, пока не поздно искать этих людей, снимать их, рассказывать о них!

О достоинствах всех фильмов, показанных на фестивале рассказать невозможно. Многие из них заслуженно отмечены жюри. Но уделяя внимание в большей степени критическим замечаниям, рассчитываю на то, что это поможет авторам в будущем избежать недоработок при создании фильмов. Что сказать о работах тверских видеолюбителей? Рассматривая их программу фильмов в целом, думаю что она была самой сильной. По разнообразию тематики и жанров, по качеству, по четкому пониманию того, что хотели сказать авторы. И хотя, некоторые из замечаний можно отнести и к их работам, члены жюри фестиваля были единодушны, признав программу тверских фильмов — лучшей. Хотелось бы надеяться, что на следующем фестивале мы увидим творчество видеолюбителей из Орла, Тулы, Пензы, Саратова, Рязани, Вологды, славившихся в прежние годы сильными авторами и интереснейшими программами фильмов.

И в заключении, хочу обратиться ко всем будущим участникам фестивалей, которые проводит Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Идеи и благородная цель фестиваля, дают огромный простор для творческого осмысления великого историко-культурного наследия наших предков. Важно, чтобы чувства и помыслы создателей этих фильмов помогали воспитанию уважения и сопричастности к истории своего Отечества, бережного отношения к бесценным свидетельствам многовекового наследия прошлого и ответственности каждого за сохранение его для наших потомков.

Этой теме посвящена отдельная страница в рамках раздела «Проекты»