Проблемы сохранения ансамблей исторических городов России в современных условиях (на примере основных положений градостроительного регламента для исторического центра древнего Смоленска)

Многие города в Российской Федерации обладают ценным историко-архитектурным и историко-градостроительным наследием. Их охрана является одной из важнейших задач в области сохранения культурного наследия. С этой целью в 1970 г. впервые был утвержден Список исторических городов Российской Федерации, содержащий 115 городов и 7 поселков городского типа.

За двадцать лет после утверждения этого списка, а также в результате проведения работ по изучению историко-культурного наследия во всех регионах федерации, совершенствования критериев оценки исторически сложившейся городской среды, были выявлены еще сотни населенных мест, требующих к себе особого внимания и бережного отношения при реконструкции старых кварталов и новой застройке. В связи с этим, в 1990 г. утвержден существенно дополненный Список исторических населенных мест РСФСР, который включает 426 городов, 54 поселка городского типа и 56 сел.

Термин «историческое населенное место» относится к городу, поселку городского типа или сельскому населенному пункту, основанному в отдаленный от настоящего времени период истории. Такое населенное место имеет на своей территории памятники истории и культуры и представляет значительную историко-культурную ценность для мировой и отечественной культуры, истории и науки. Своеобразие архитектурного облика этих памятных мест формировалось веками, их архитектурные ансамбли, планировочная и объемно-пространственная структура, композиция исторических доминант составляет единое целое с природным ландшафтом.

Основные положения нового Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», вступившего в действие с 25.06.2002 г., свидетельствуют о наличии правовой базы, которая теоретически способна защитить от разрушений и искажений исторические градостроительные ансамбли и населенные места с ценным историко-архитектурным наследием.

Несмотря на имеющуюся правовую основу по охране исторических населенных мест в большинстве случаев их состояние, отношение к ним местных и федеральных властей вызывает серьезные опасения за сохранность этого типа культурного наследия в России.

Основные положения законодательства по охране исторических населенных мест нередко не выполнялись из-за отсутствий подзаконных актов, определяющих действия статей Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», принятого в 1978 г. Эти документы отсутствуют и в новом законодательстве об объектах культурного наследия. В настоящее время их разработка находится в начальной стадии.

Следует отметить, что отсутствие таких документов на протяжении длительного периода времени во многом соответствовало самому принципу советской системы, при которой лишь декларировались обязанности государства по отношению, как к гражданам своей страны, так и к памятникам истории и культуры. Можно сказать, что охрана памятников истории и культуры в СССР на протяжении послевоенных десятилетий нередко приобретала политическую окраску.

После распада СССР в 1991 г. ситуация в России по отношению к сохранению отечественного наследия не изменилась. Также как и в советское время сохранилось стремление руководства страны продемонстрировать перед мировым сообществом приверженность общечеловеческим ценностям. Однако эта тема охраны памятников истории и культуры прежде по-существу полностью отсутствовала в планах развития социалистического народного хозяйства, на реставрацию памятников выделялись минимальные средства по остаточному принципу. С 1991 г. финансирование реставрационных разделов в федеральных программах сократилось еще в несколько раз.

Необходимо учитывать и определенные особенности социально-экономической структуры советского общества, которые были целенаправленно сконструированы как противоположность той цивилизации, порождением которой являлось градостроительное наследие. Отмена частной собственности на землю, недвижимость и средства производства, сопровождавшаяся физической ликвидацией самого класса собственников, носителей имущественной и культурно-исторической преемственности, сделала невозможным самовозобновление и естественную эволюцию урбанистической среды.

Противодействие тенденциям к «стихийной реставрации» и вообще естественному течению социального процесса было постоянной заботой советской власти. Напротив, универсальным идеологическим приоритетом стала ориентация на коренное преобразование исторически сложившейся данности во всех ее аспектах. Применительно к градостроительству это означало не только содействие неизбежным процессам реконструкции урбанистической среды, но и сознательное направление их по пути наибольшего разрушения застройки старых городов, прежде всего ее социальной и художественной образной структуры.

В течение многих десятилетий планомерно осуществлялись принципы социалистической реконструкции во многих древних городах страны. Этот процесс разрушал в них исторически сформировавшуюся городскую среду, в результате был нанесен огромный ущерб культурному наследию России. В настоящее время требуется концентрация совместных усилий государственных и общественных организаций, а также специалистов различных профессий, чтобы остановить процесс разрушений исторических поселений. Прежде всего, необходимо провести мониторинг, на основании результатов которого разработать единую программу по регенерации исторических городов и населенных мест с ценным историко-архитектурным наследием, определить очередность работ по их реконструкции и объемы необходимого финансирования.

Данная проблема достаточно сложна, она требует не только огромных капиталовложений, но и участия в ее решении большого количества специалистов различных профессий. Прежде коллективы таких специалистов по изучению исторических градостроительных ансамблей и определению режимов их реконструкции (архитекторы, историки архитектуры, искусствоведы, архивисты, археологи, экологи и др.) работали в крупных проектных институтах реставрационного и градостроительного профиля. В результате реформирования экономики России за последнее десятилетие многие из этих организаций прекратили свое существование из-за отсутствия финансирования, другие предприятия значительно сократили свою численность и не могут в полном объеме выполнять сложные многопрофильные задачи по разработке проектов регенерации исторических поселений.

Следует учитывать и тот факт, что Российская Федерация — это страна многих народов и культур. В ее составе более десяти республик с различными национальными традициями, несколько краев, более сорока областей, отличающихся многообразием климатических и природных условий. Это повлияло на формирование особых градостроительных приемов, используемых зодчими в различных регионах России.

Негативное влияние на сохранность ансамблей древних городов оказал и тот глубокий кризис, который переживает экономика России в последние годы. Например, в середине 1990-х гг. на финансирование федеральных программ по сохранению памятников истории и культуры выделялось из государственного бюджета менее половины планируемых средств, которых и в полном объеме было недостаточно для приостановления процессов разрушения памятников архитектуры и исторической городской среды.

Все обозначенные проблемы слишком сложны, чтобы достаточно полно раскрыть их в небольшом обзоре, но даже представленный краткий анализ позволяет охарактеризовать состояние, в котором находятся многие исторические градостроительные ансамбли в России, как критическое.

В настоящее время авторским коллективом под руководством архитектора С. К. Регамэ разработана «Методика анализа территории города, его центра, отдельных районов по возможностям и условиям ее использования». В сложных условиях неудовлетворительного состояния многих исторических градостроительных ансамблей в России анализ территории, выполненный с использованием такой методики, позволяет произвести выбор наиболее целесообразного и выгодного использования различных участков города при его реконструкции и развитии с целью удовлетворения всех основных требований по охране историко-культурного наследия, охраны окружающей среды и др.

В следующей части обзора изложены основные принципы по определению градостроительных регламентов в историческом городе, которые российские специалисты используют в своей практической работе. В качестве примера представлена работа нашего авторского коллектива, выполненная по историческому центру города Смоленска.

Смоленск — один из древнейших русских городов, первое упоминание о котором относится к 1Х в. Трижды за свою историю Смоленск лежал в руинах, но каждый раз при его восстановлении сохранялись особенные черты городского ансамбля, гармонично сочетавшиеся с новыми элементами. До сих пор облик исторической части города отличается редким своеобразием. Значительные участки крепости XVII в., ее высокие башни и мощные крепостные стены играют роль важнейшего элемента городского ландшафта. Масштаб крепости значителен. Ее сооружения соразмерны ландшафту и гармонично вписываются в природное окружение. Главная роль в панораме левобережной части города и сейчас принадлежит объему Успенского собора, поставленному на самой вершине Соборной горы. Остальные церкви размещены на средних террасах прибрежной группы холмов и их силуэты сложного рисунка играют роль дополнительных акцентов в городской панораме. Особо выделяются среди них два храма домонгольского периода, сооруженные в XII в.

Смоленск включен в список исторических городов Российской Федерации. В 1982 г. был утвержден «Проект охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта г. Смоленска», который и сейчас является основным документом, регламентирующим градостроительную деятельность на территории исторического центра.

Название этого проекта свидетельствует о том, что для охраны городов России применяется достаточно сложная система режимных зон. Ее структуру составляют локальные охраняемые территории с наиболее строгим режимом содержания, которые устанавливаются вокруг памятников архитектуры и архитектурных ансамблей. Кроме того, на план города наносятся границы зон регулирования застройки, задача которых — обеспечить сохранность ценных в историко-культурном отношении участков городской среды.

Сложная дифференциация при установлении режимов охраны для ансамблей исторических городов России обусловлена особенностями их объемно-пространственной структуры. Во многих из них наряду с отдельными выдающимися памятниками архитектуры (церкви, монастыри, крепости, некоторые жилые дома и др.) имеется множество малоценной в архитектурном отношении застройки, которую следует сохранить, поскольку ее пространственная структура способствует наилучшему восприятию этих памятников. В художественном облике русского города необходимо, прежде всего, отметить многоплановость композиции. Формирующие ее элементы — кремли и монастыри, культовые постройки, кварталы жилых домов — все эти объемы свободно и широко размещаются на территории города. В исторической среде русского города много мест, откуда хорошо просматриваются главные элементы ансамбля, и много точек восприятия древнего городского ядра. Широкий угол обзора с этих точек позволяет видеть панораму исторической части и окружающего ландшафта, который, в большинстве случаев, составляет с ансамблем города единое целое.

Следует отметить, что за 20 лет, которые прошли после утверждения проекта зон охраны памятников истории и культуры г. Смоленска, многое изменилось в экономической, социальной и иных сферах жизни государства. Эти изменения, естественно, коснулись и отдельных регионов, городов и других мест и местностей нашей страны. Аналогичные процессы произошли и в Смоленске. По объективным причинам появилась необходимость корректировки проекта зон охраны и проведения анализа исторического ядра этого древнего города, отдельных участков его городской территории с целью определения основных ограничений для сохранения ценных элементов городского ландшафта. В последние годы сложилась непростая ситуация по регулированию строительной деятельности в историческом ядре Смоленска. Эта часть города является наиболее привлекательной для самых разнообразных фирм, обладающих значительными финансовыми возможностями и стремящимися вкладывать свои средства в строительство новых объектов в заповедной зоне Смоленска.

Несомненно, что любой город, в том числе и исторический, можно сравнить с живым организмом, который развивается по определенным законам. Его невозможно абсолютно законсервировать и превратить в музей. Специалисты по охране культурного наследия не стремятся таким образом решить проблемы сохранения ценного градостроительного наследия. Совершенно естественно, что любая городская ткань требует обновления. Это относится и к историческому городу такой исключительной значимости для российской истории, каким является Смоленск. Вызывает сожаление, что в большинстве проектов по строительству в центре древнего Смоленска, которые представлялись в последнее время на рассмотрение в Министерство культуры Российской Федерации, не учитывались уникальные особенности сложившегося на протяжении веков архитектурного ансамбля Смоленска.

В вязи с этим сейчас ведется разработка градостроительных регламентов, соблюдение которых послужит основой для сохранения городской и ландшафтной среды древнего Смоленска, ее регенерации и реновации. Эта работа выполняется по названной выше методике, разработанной С. К. Регамэ, и при непосредственном участии автора методики.

В составе данной работы по историческому центру Смоленска предусматривается выполнить следующие основные разделы:

  • Анализ существующей градостроительной, социально-экономической ситуации, инженерно-транспортной и туристической инфраструктуры.
  • Определение, на основе разработанного ГУП ЦНРПМ Историко-архитектурного и историко-археологического плана г. Смоленска, особенностей объектов культурного наследия, подлежащих обязательному сохранению (предмета охраны).
  • Выявление основных проблем сохранения и развития исторической градостроительной среды.
  • Разработка градостроительных регламентов использования и возможных допустимых изменений объектов недвижимости на территории исторического центра города.
  • Зонирование территории исторического центра по типам градостроительной среды.
  • Разработка режимов особого регулирования градостроительной деятельности для типологических зон.
  • Составление градостроительного регламента со схемой зонирования территории исторического города.

Особое внимание в настоящей работе уделяется анализу историко-культурной ценности каждого участка и ландшафтно-экологической оценке территории. Такая оценка позволяет проанализировать естественные геодинамические процессы, определить причины их развития, изучить их взаимное влияние, провести анализ состояния естественной экосистемы, а также выявить главные направления и потенциальные возможности использования территории, обозначить условия для сохранения и развития ландшафта.

На первом этапе проводится работа по определению типа среды со следующей классификацией в целом:

  1. Архитектурные ансамбли, системы архитектурных доминант, прочие памятники в целостной исторической среде.
  2. Памятники архитектуры (не играющие доминирующей роли) или садово-паркового искусства в целостной исторической среде.
  3. Целостная историческая среда с отдельными памятниками; усадебная 2-2-х этажная застройка, определяющая характер городского ландшафта в исторической части города; архитектурные ансамбли, системы доминант, отдельные памятники в частично нарушенной исторической среде.
  4. Нарушенная историческая среда с ценными элементами или фрагментами.
  5. Отдельные архитектурные доминанты (вне системы); памятники архитектуры или садово-паркового искусства в нарушенной среде.

Проведенный анализ всех факторов позволяет дать соответствующую оценку каждому участку и сформулировать как поэлементные, так и общие требования к его преобразованию. Общие режимы для участков определяются следующим образом:

  • регенерация — сохранение и восстановление градостроительных качеств памятников и среды (планировки, пространственной организации, застройки, визуальных связей между ними и с окружающей средой и др.) — 1,2 и частично 3 тип среды;
  • ограниченные преобразования — сохранение градостроительных качеств памятников и среды и их развитие на основе использования исторических традиций — 4 тип среды;
  • активные преобразования — изменение градостроительных качеств среды с их частичным сохранением — 5 тип среды.

В качестве возможных видов использования и типов застройки территории участков рассматриваются: застройка 5-9 этажей, застройка до 4-х этажей, застройка до 3-х этажей, застройка до 2-х этажей, усадебная 1-2-х этажная застройка, отдельные встройки в масштабе сложившейся застройки, зеленые насаждения специализированные, рекреации.

В соответствии с принятой методикой данная разработка предназначена для выбора вариантов строительной и хозяйственной деятельности в городе, позволяет принимать решения на основе проведенного всестороннего анализа. Она послужит основой для обеспечения при проектировании и текущем строительстве разнообразных требований (охраны историко-культурного наследия, охраны окружающей среды и др.). Настоящая работа предоставит реальную возможность проектировщикам и администрации города при отводе участков и выдаче архитектурно-планировочных заданий принимать решения в соответствии с требованиями и рекомендациями, установленными в результате анализа возможностей и условий использования определенной части территории в историческом городе. Регламентирующие градостроительные документы по сохранению и развитию исторического ядра Смоленска, разработанные на основании описанной выше методики, станут основой при принятии решений о строительстве на территории исторического центра города. Они позволят избежать серьезных градостроительных ошибок, способных нанести непоправимый ущерб ценному градостроительному наследию. Эти документы смогут способствовать органичному развитию древнего города в современных условиях. Вместе с тем, они позволят сохранить удивительное своеобразие Смоленска и неповторимый городской ландшафт, формировавшийся на протяжении столетий.