Культурная эволюция

“Истина порой открывается не там, где мы ее ищем”, — размышляет Сергей Заремович ЧЕРНОВ, начальник Московской областной археологической экспедиции. — Борьба за сохранения культурного наследия, опасность исчезновения которого как никогда реально возникла в наши дни, заставляет нас искать новые пути в своей работе. И тут обращение к сознанию молодежи, которая определит жизнь страны в будущем, кажется куда как перспективной, тем паче, что существующая практика охраны памятников истории и культуры уже испытала шоковый удар в новой России… и прогнулась, а в ряде территорий просто сломалась“.

“Приоритеты общегосударственные приглушены финансовыми и корпоративными интересами”, — считает С. Чернов. В таких условиях Московская археологическая экспедиция осуществляет ПРОЕКТ ОБРАЩЕНИЯ К СОЗНАНИЮ…

— Именно эволюцией можно назвать перемену позиции государства в отношении собственного культурного наследия. Если в 1990-е оно безразлично взирало на то, как разрушаются памятники старины, то сейчас делает конкретные шаги в деле сохранения исторического наследия, говорит Сергей Заремович. — Однако не все граждане нашей страны поддерживают благие начинания родного государства. Часто люди относятся к прошлому своей страны с полным безразличием. Их не интересует собственное прошлое, они практически не знают свою историю и культурное наследие, а самое печальное то, что они убеждены: только так и следует жить. Они готовы оправдывать себя довольно сомнительными аргументами, вроде — “мой доход не повысится от чтения исторических книг”. Развивая такую логику, можно сказать, что и от сохранения памятников культуры нечего ждать манны небесной. Тревожно то, что таких людей становится все больше и что среди них — нынешнее молодое поколение. И это очень нехорошая тенденция. Ведь как молодые люди, которые не интересуются своим прошлым, смогут правильно построить будущее своей страны? Ответ однозначен: свое личное может, и построят, а вот будущее своей страны вряд ли.

— Есть ли у вас рецепт: что делать?

— Необходимо ломать эту тенденцию, приобщать молодежь к истории и культуре с самых ранних лет. Уже бесполезно учить повзрослевшую молодежь, но надо учить школьников. И лучшим примером подобной просветительской деятельности по праву может служить школа-интернат “Интеллектуал”, расположенная в Западном округе Москвы, рассчитанная на одаренных, увлеченных детей и делающая упор на индивидуальное развитие каждого ребенка. Школа работает во многих направлениях от археологии до ботаники и экологии и имеет обширные замыслы, простирающиеся до разработки охранной зоны в деревне Фряново на берегу реки Ширенки. В этом им активно помогает институт Археологии РАН.

Место это выбрано не случайно, здесь в 2001 году были сделаны крупные археологические находки. Были найдены печати брата Юрия Долгорукого Мстислава Владимировича, постройки в виде погребов, а так же стеклянные изделия, керамика, амфоры и даже серебряный браслет с изображением птичек. То, что печати новгородских князей были найдены на Суздальских землях, удваивает ценность этого места для ученых, да и не только для них. Увидеть старину свежим взглядом было бы полезно и жителям ближайших населенных пунктов, тем более что не все они, как, скажем, старожилы (составляющие, уже процентов десять от всех жителей) хорошо знают свою историю и культуру, а скорее даже наоборот. Новых пришлых обитателей этих мест, увы, не интересует живая история своей малой и большой родины и это еще полбеды. Некоторые из них попросту тяготятся своим культурным наследием и готовы все сравнять с землей ради сиюминутной выгоды. Их конечно меньшинство, но это меньшинство очень опасно. И важно не дать ему превратится в большинство. Чем больше эти люди будут приобщаться к культуре, тем меньше они будут порываться уничтожить старину.

— С чего же начать?

— Во-первых, создавать охранные зоны и именно сейчас, немедленно, пока еще не поздно. Через несколько лет может уже ничего не остаться от нынешнего культурного наследия, а значит, и создавать их будет негде. Сейчас же при их создании уместным будет взять на вооружение опыт 1980-х годов и спроектировать, к примеру, второе Архангельское или второй Радонеж…

Во-вторых, необходимо заниматься информационной пропагандой. Ведь не секрет, что наше телевидение сильно влияет на людские умы, и порой именно оттуда многие молодые люди пополняют свой багаж знаний. Посмотрев парочку псевдоисторических сериалов, они уже считают себя знатоками истории, а между тем ложные исторические знания гораздо хуже, чем просто незнание.

— Какие фильмы вы могли бы назвать в этой связи?

— Например, посмотрев сериал “Штрафбат”, зрители думают, что приобщились к истории Великой Отечественной войны, хотя на деле проглотили обыкновенный полуфабрикат. Достаточно прочитать воспоминания людей, выживших в штрафных батальонах, чтобы понять: данный сериал всего лишь сказка, основанная на реальном историческом материале. Можно так же упомянуть сериал “Тайны дворцовых переворотов” и фильм Карена Шахназарова “Всадник по имени смерть”, вольно или невольно создающий положительный и подчас даже романтический образ эсеров-террористов.

Этот список можно было бы продолжать и дальше, но лучше его сейчас закрыть и поднять другую проблему. Что же делать, что бы на нашем экране было поменьше подобного рода суррогатов, а побольше — фильмов, воссоздающих реальную, а не приукрашенную историю? А ответ здесь может быть только один, нужна объективная цензура. Необходимо создать комиссию, состоящую из грамотных специалистов в своей области (историков), которая бы проводила экспертизу того или иного фильма исторической тематики.

— Кажется, не менее печальная ситуация в сфере учебной литературы…

— Увы. Сегодня у нас буквально любой человек может написать учебное пособие, издать его, и это пособие будет считаться учебной литературой… Но вряд ли оно гарантирует школьниками получение правильных и крепких знаний. А уж о ситуации, когда пособия пишутся на иностранные гранты, говорить нечего. Автор такого пособия может написать все, что ему вздумается! Как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку. Он может интерпретировать факты в угоду иностранному заказчику и при этом не понесет никакой ответственности. Такую ситуацию тоже нельзя оставлять в ее нынешнем виде. Надо что-то менять, причем срочно. Одного государственного лицензирования учебных пособий, о чем не так давно говорили на самых высоких уровнях власти, здесь явно недостаточно. Нужны более смелые решения, надо писать новые учебники истории, писать с участием ведущих специалистов и тогда сами собой отомрут заказные пособия. А если будут хорошие учебники, молодежь со школьной скамьи с большим интересом будет изучать историю, и, скорее всего, станет беречь памятники культуры. История и культура — понятия, связанные самым теснейшим образом. Поэтому только когда государство начнет с самых ранних лет просвещать своих граждан исторически и культурно, заботиться обо всех составляющих такого просвещения, только тогда ситуация начнет меняться в лучшую сторону.