Протокол IХ съезда Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры»

Присутствовали:

  • Делегаты съезда — 136 чел.
  • Гости съезда — 48 чел.

Председательствовали:

  • Маланичева  Г. И.,
  • Королев  С. В.,
  • Ливцов  В. А.

Съезд утвердил повестку дня и регламент работы, избрал президиум IХ съезда, редакционную и мандатную комиссии.

Повестка дня:

  1. Отчет Центрального совета ВОО «ВООПИиК».
  2. Отчет Центральной ревизионной комиссии Общества.
  3. О новой редакции Устава Общества.
  4. Выборы руководящих органов Общества: Центрального совета и Центральной ревизионной комиссии.

Зачитываются поступившие в адрес IХ съезда приветствия:

  • От Президента Российской Федерации  В. В. Путина.
  • От Председателя Совета Федерации  С. М. Миронова.

С приветствием от министра культуры и массовых коммуникаций РФ выступил советник министра Климченко В. А.

С благословением и приветствием от Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II выступил епископ Новгородский и Старорусский Лев.

С приветствием от Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации выступил первый заместитель председателя Комитета по культуре Тягунов А. А.

С приветствием от Академии архитектуры и строительных наук выступил вице-президент Белоусов В. Н.

Слушали: Отчетный доклад Центрального совета ВОО «ВООПИиК».
Докладчик — председатель Центрального совета МАЛАНИЧЕВА Г. И.

Отчетный доклад Центральной ревизионной комиссии.
Докладчик — председатель Центральной ревизионной комиссии ДАГАЕВА А. Н.

Доклад комиссии по выработке новой редакции Устава ВОО «ВООПИиК».
Докладчик — председатель комиссии КОРОЛЕВ С. В.

С докладом мандатной комиссии выступил председатель комиссии Перескоков Л. В.

Съезд утвердил доклад мандатной комиссии.

В прениях по докладам выступили:

Алявдин  В. И. — президент Национального фонда «Возрождение русской усадьбы».

Большакова  М. А. — председатель совета Общероссийской общественной благотворительной организации «Союз семей военнослужащих России», член Общественной палаты РФ.

Бусыгин  А. А. — заместитель министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Бычков  Ю. А. — заместитель генерального директора Государственного литературно-мемориального Музея-заповедника А. П. Чехова в Мелихово.

Десятников  В. А. — академик Международной Славянской Академии наук, искусств, образования и культуры, член Союза художников РФ.

Зайкова  А. С. — председатель совета Суздальского городского отделения ВОО «ВООПИиК», зав. музеем деревянного зодчества г. Суздаля.

Зулаева  Л. Б. — председатель совета Калмыцкого республиканского отделения ВОО «ВООПИиК».

Каменева  Т. Е. — президент Некоммерческого партнерства по сохранению объектов культурного наследия «Союзреставрация».

Кирпичников  А. Н. — председатель совета Ленинградского областного отделения ВОО «ВООПИиК», зав. отделом славяно-финской археологии Института материальной культуры РАН.

Левыкин  К. Г. — профессор Московского государственного университета.

Ливцов  В. А. — председатель совета Орловского областного отделения ВОО «ВООПИиК», начальник Управления по туризму и краеведению Администрации области.

Лисовский  В. Г. — член президиума совета Санкт-Петербургского городского отделения ВОО «ВООПИиК», профессор Института им. И. Е. Репина.

Маркина  И. А. — заместитель генерального директора Государственного музея-заповедника «Царицыно».

Пашкин  Е. М. — профессор кафедры инженерной геологии Московской геолого-разведочной академии.

Полозова  Н. И. — председатель совета Приморского краевого отделения ВОО «ВООПИиК».

Слободская  М. А. — президент Института проблем гражданского Общества, член Общественной палаты РФ.

Смирнова  И. М. — начальник отдела Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ.

Тихомирова  С. С. — адвокат Московской областной коллегии адвокатов.

Шмидт  С. О. — академик Российской Академии образования.

Ямщиков  С. В. — ведущий специалист Государственного НИИ реставрации.

С ответами на вопросы и заключительным словом выступила Г. И. Маланичева.

От имени редакционной комиссии по постановлению IХ съезда выступил председатель комиссии В. Г. Лисовский.

С учетом поправок и дополнений, съезд принял постановление по отчетным докладам и утвердил новую редакцию Устава ВОО «ВООПИиК» (единогласно).

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Заслушав и обсудив доклад председателя Центрального совета Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» Маланичевой  Г. И. о работе Центрального совета с июля 2002 г. по июнь 2007 г., 1Х съезд ВООПИиК отмечает, что по сравнению с прошлым периодом деятельность Общества проходила в более благоприятных политических и экономических условиях.

Однако, ситуация в сфере охраны историко-культурного наследия по-прежнему остается край не тяжелой. Нынешнее состояние большинства памятников в России является, по существу, критическим. Значительная часть памятников по-прежнему исключена из культурного оборота. Не менее трети объектов, имеющих статус памятников, находится в аварийном состоянии. Утрачена сеть реставрационных мастерских, разрушается школа отечественной научной реставрации. В катастрофическом положении оказались памятники деревянного зодчества. Участились случаи необоснованных сносов как памятников, так и средовой исторической застройки. В массовом порядке идет несанкционированное строительство на престижных исторических территориях, в зонах охраны памятников, по соседству с известнейшими ансамблями усадеб и парков.

В исторических городах нередко допускается строительство, искажающее самобытную, веками сложившуюся структуру поселений.

Многие монастырские ансамбли, переданные Русской Православной Церкви, требуют незамедлительных консервационных или реставрационных и восстановительных работ.

Серьезной проблемой является прочно утвердившаяся в практике тенденция к уничтожению подлинных памятников и созданию вместо них более или менее точных копий из современных строительных материалов.

Очевидная недостаточность государственного финансирования работ по сохранению объектов культурного наследия явилась причиной не только резкого ухудшения их состояния, но и привела к значительному ослаблению научно-проектной, нормативно-правовой и производственной системы сохранения культурного наследия, сокращению квалифицированных кадров реставрационных профессий, в том числе и уникальных.

Бюджетные средства, направленные на сохранение культурного наследия в рамках федеральных программ, расходуются неэффективно из-за непрозрачности механизмов их распределения, отсутствия мониторинга состояния памятников до и после проведения реставрационных работ, с отсутствием должного контроля.

При недостаточности средств федерального бюджета, выделенных на сохранение памятников истории и культуры, в последнее время наблюдается тенденция к увеличению доли иных источников финансирования. К ним относятся средства регионального и местного бюджетов, собственные средства инвесторов (собственников и пользователей).

Вместе с тем, во многих случаях инвесторы привлекают к выполнению работ неквалифицированные кадры, реставрация ведется с грубейшими нарушениями методических и технологических норм, зачастую без согласованной в установленном порядке проектной документации и в отсутствие аттестованных реставраторов-профессионалов или вопреки их рекомендациям, что приводит к безвозвратной утрате ценных элементов памятников.

Хаотичная, точечная застройка, а также изменение согласованных ранее проектов зон охраны памятников, ведут к искажению исторического архитектурного облика городов.

Срочная помощь нужна и наиболее ценным объектам ландшафтной архитектуры, знаменитым русским усадьбам, памятникам садово-паркового искусства.

Постоянной заботы, внимания и, прежде всего, необходимой правовой защиты требуют музеи-заповедники.

Плачевное положение с охраной многих объектов исторического наследия усугубилось после принятия Градостроительного и Земельного кодексов, практически не учитывающих интересы сохранения наследия.

Плохое, а во многих случаях аварийное состояние большей части памятников свидетельствует, что охрана объектов культурного наследия не считается одной из приоритетных сфер деятельности в государственной политике. Подтверждением этому является предстоящее в 2009 году снижение расходов на культуру в целом и охрану наследия в частности.

По-прежнему отсутствуют нормативные акты к Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В этих условиях грядущая (с 01.01.2008 г.) приватизация объектов культурного наследия вызывает большую тревогу в Обществе. Она усиливается еще и потому, что структура государственных органов охраны памятников истории и культуры пока так и не сложилась.

По-прежнему отсутствует правовой механизм осуществления общественного контроля в области охраны объектов культурного наследия.

Вместе с тем Общество в отчетный период убедительно доказало свою способность к самоорганизации, продолжило работу по укреплению своей организационной структуры и эффективно содействует государственным органам в деле охраны, использования и пропаганды памятников истории и культуры. Как и прежде, оно объединяет в своих рядах ученых, архитекторов, краеведов, писателей, художников, общественных и религиозных деятелей. Созданные в свое время секции и комиссии продолжают коллегиально работать над решением поставленных перед ними задач.

Общество активно сотрудничает с творческими союзами и другими общественными объединениями и организациями.

В настоящее время возрождаются прекратившие ранее свою деятельность региональные отделения. Ряд региональных отделений (Иркутское, Самарское, Саратовское, Ставропольское, Московское городское и Московское областное, Калмыцкое, Приморское, Пермское, Орловское, Удмуртское, Петербургское и др.), несмотря на все трудности, смогли установить тесные отношение с государственными органами в решении проблем, связанных с охраной культурного наследия, и не только сохранить, но и укрепить свою организационную структуру. Многие из региональных отделений добились стабилизации своего финансового положения.

Участие ВООПИиК в работе Общественной палаты Российской Федерации позволяет ей активно содействовать консолидации общественных, неправительственных организаций в сохранении культурного достояния России.

В целях решения многочисленных проблем охраны великого наследия Отечества, по мнению съезда, целесообразно было бы создать специальный правительственный орган — Комитет по государственной охране и использовании памятников — как важной отрасли народного хозяйства, с соответствующими производственно-реставрационными мастерскими в центре и регионах, с необходимым финансированием из государственного бюджета и учебными центрами для повсеместной подготовки высокопрофессиональных кадров. При активной поддержке со стороны ВООПИиК и других общественных организаций такой Комитет мог бы координировать и направлять всю многообразную деятельность по сохранению и рациональному использованию памятников в общегосударственном масштабе.

Съезд выражает уверенность в том, что накопленный за 40 лет деятельности огромный творческий потенциал Общества позволит ему сохранить и упрочить свое положение как основного общественного органа охраны памятников истории и культуры в деле сбережения и защиты историко-культурного достояния нашей Родины.

IХ съезд Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры постановяет:

  1. Признать работу Центрального совета за период с июля 2002 года по июнь 2007 года удовлетворительной.
  2. Утвердить доклад Центральной ревизионной комиссии.
  3. Принять новую редакцию Устава Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры».
  4. Поручить Центральному совету ВООПИиК подготовить подробное обоснование необходимости законодательного обеспечения осуществления общественной экспертизы и общественного контроля по всем вопросам охраны, сохранения, использования памятников истории и культуры.
  5. Обратить внимание Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти и местного самоуправления, что приватизация объектов культурного наследия в условиях отсутствия утвержденных в установленном порядке предметов охраны всех объектов культурного наследия, границ и режимов содержания их территорий, зарегистрированных ограничений и обременений неизбежно повлечет за собой нанесение невосполнимого ущерба культурному наследию народов Российской Федерации.
  6. Обратиться от имени съезда в Правительство Российской Федерации с просьбой о передаче в безвозмездное пользование и доверительное управление некоторых зданий-памятников Центральному совету и региональным отделениям Общества.
  7. Поручить Центральному совету разработать Программу сотрудничества с Русской Православной Церковью в части оказания помощи в реставрации передаваемых Церкви памятников, и в совместной подготовке реставрационных кадров.
  8. Ввиду особой важности поднятых на съезде вопросов, касающихся необходимости сохранения уникальных обликов исторических городов, поручить Центральному совету обратиться от имени съезда к Президенту, правительству Российской Федерации, администрациям Санкт-Петербурга, Ярославля с просьбами:

    а) критически отнестись к замыслу компании «Газпром» построить на берегу Невы 400-метровый небоскреб, что повлечет за собой непоправимые искажения исторически сложившейся структуры города; 

    б) не допускать строительства торгового центра на площади Волкова в Ярославле, что будет означать утрату одного из наиболее ценных исторических ансамблей;

    в) обратить внимание на ряд аналогичных проектов, угрожающих целостности исторических городов и ансамблей России.

  9. В соответствии с Соглашением о совместной деятельности Центрального совета с Министерством образования:
    • вести активную систематическую работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения в духе уважительного отношения к историко-культурному наследию, народным традициям, к славным свершениям и социальному опыту старших поколений;
    • оказывать всестороннюю поддержку молодежным организациям в патриотическом воспитании, и особенно в деятельности поисковых отрядов по увековечению памяти защитников Отечества;
    • принять участие в организации и проведении традиционной Всероссийской конференции участников туристско-краеведческого движения «Отечество» и Всероссийской Олимпиады по школьному краеведению; в создании школьных музеев, используемых не только как средство изучения национальной истории, природы и патриотического воспитания, но и как базы первичных общественных организаций по охране памятников истории и культуры.
  10. Президиумам Центрального, республиканских, краевых, областных, Московского и Петербургского городских советов Общества:
    • принять меры к организационному укреплению региональных и местных отделений и безусловному исполнению решений, принятых на отчетно-выборных конференциях и IХ съезде;
    • требовать от местных администраций обязательного выполнения действующего Законодательства по охране памятников;
    • продолжать активное сотрудничество с государственными органами охраны памятников;
    • принимать участие в законотворческой деятельности местных представительных органов власти, добиваясь полного соответствия положений региональных законов и нормативных актов федеральному законодательству;
    • участвовать в работе экспертно-консультативных советов при главных архитекторах городов для решения градостроительных вопросов, связанных с новым строительством, а также вопросов реставрации и воссоздания утраченных объектов, а при отсутствии таких — выступить инициаторами их создания;
    • шире использовать практику работы лучших региональных отделений, организующих охрану культурного наследия через партнерство с государственными, коммерческими и общественными организациями посредством заключения с ними соответствующих договоров;
    • активизировать создание на местах различных структурных хозрасчетных подразделений для укрепления финансового положения Общества;
    • укреплять и развивать деловое сотрудничество с Союзом архитекторов России, а также с другими творческими союзами и общественными объединениями.
  11. Центральному совету и его структурным подразделениям подготовить и провести мероприятия, посвященные 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., юбилеям исторических городов и другим славным датам Российской истории.
  12. Поручить Центральному совету разработать Программу практических мероприятий, на основании поступивших от участников съезда предложений, и утвердить ее на заседании президиума Центрального совета ВОО «ВООПИиК».
  13. Центральному совету направить решение съезда в региональные отделения; региональным отделениям довести решение съезда до районных, городских отделений, первичных организаций и коллективных членов Общества.

Съезд избрал Центральный совет Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» в количестве 136 человек (Список членов Центрального совета прилагается).

Съезд избрал Центральную ревизионную комиссию в количестве 5 человек. (Список членов Центральной ревизионной комиссии прилагается).

Председатель
Г. И. Маланичева

Председатель
С. В. Королёв

Председатель
В. А. Ливцов

Секретарь
Н. В. Шевчук