Шаг назад, два — вперед

Завершил работу XXVIII Всероссийский фестиваль любительских видеофильмов и фильмов региональных телестудий, посвященных историко-культурному наследию и традициям народов Российской Федерации «И не прервется связь времен…»

Парадокс, чем больше телеканалов входит в наши дома вместе с возможностями цифрового телевидения, тем меньше мы узнаем о реальной жизни в стране. Телевизионное начальство пичкает нас рекламой, развлекает до одури и, между прочим, объясняет, какие мы уроды — пьяницы, наркоманы, жестокие родители, убийцы, грабители и прочее. При этом же откровенно затыкает рты тем, кто стремится осмыслить текущий момент истории, осознать себя в нем.

Жаль, что на фестивале оказались не столько кинолюбители, которым обмен опытом с коллегами был бы куда более полезен, сколько их руководители, приехавшие вместо них. Но еще большую тревогу вызывает то обстоятельство, что возможности не только для учебы и повышения своего профессионального уровня, но и для творческого самовыражения и постановки серьезных проблем (которых в культуре у нас несказанно много) у региональных телерадиокомпаний становится все меньше — две минуты в сетке программ. И это тревожит. Мыслить в жанре информации, значит лишиться ума. И мы, кажется, уже включились в этот процесс потери рассудка.

В селе Мансурово Истринского района стоит Никольская церковь XIX века. На сегодняшний день, более чем благополучная, стараниями отнюдь ни Патриархии или местной власти, а всего лишь ее батюшки. И дай Бог ему удачи и процветания. А всего-то в километре от нее, в Юркино — другая, 1504 года рождения, почти XV век…, пропадает. Много ли подобных древних памятников архитектуры уцелело в Московии?! 500 лет простоял этот шедевр, созданный, по всей видимости, итальянскими мастерами, о чем свидетельствует их «автограф» — фриз на западной стороне церкви. Можно представить себе, сколько людей и событий повидал этот храм на своем веку. И вот стоит теперь у дороги, недалеко от Новорижского шоссе, почти рядом с Ново-Иерусалимским монастырем, одинокий, окруженный неухоженным кладбищем, разрушается. В прошлом году, не знающие, куда себя приложить, подростки сожгли колокольню. Если не предпринять экстренную реставрацию, это изумительное по своей красоте и лаконичности форм здание, несущее в себе память о полутысячелетней истории земли нашей, упадет. Но, по большому счету, ни в Москве, ни в Подмосковье никому до этого памятника федерального значения нет дела. Реставрация — дорогое удовольствие — не для торгашеской психологии нынешних хозяев жизни.

Вот вам живая картинка как нельзя точно выражающая состояние русской души сегодня: сквозняк в головах, грубость в сердцах, непонимание, куда и зачем идем.

Журналист, кинодокументалист, видеохроникер, в первую очередь, отражает жизнь. Какая она? Зритель невольно фиксирует главное — жадность, с которой местная власть стремится себя пиарить. Бесконечные кадры с золотыми куполами, крестами, церковным песнопением, зажженными в храме свечами, и при этом с очередным начпупсом (которому регион обязан чуть ли не своим существованием на карте) — на первом плане. А еще — с военным оркестром и до невозможности заезженными популярными мелодиями за кадрами. Все это, тиражируемое из фильма в фильм, превращается в откровенную пошлость и уж сильно напоминает недавнее советское прошлое: ордена, поцелуи, «сиськимасиськи», сдобренные государственным гимном. Между тем, пошлости нет в первозданной русской природе, в ней есть строгая торжественность, лирическая мягкость, вольное раздолье, воспитавшие характер нашего народа. Поэтому искусственное нагнетание того, что противно природе человеческого духа в основе своей всегда чревато сотрясением этих основ… Горе тому, кто этого не понимает.

Александр Васильевич Суворов, фельдмаршал, написавший «Науку побеждать» никогда не стремился казаться. Он всегда был. Он прожил яркую красивую жизнь, уйдя из нее, в отличие из временщиков, никогда и никем не побежденным. Потрясающую историю рассказали создатели фильма «Суворов на Суздальской земле» (В.Осетрова). Там на Владимирщине, рядом со знаменитым историко-культурным и ландшафтным заповедником «Золотого кольца» стоит почти разрушенная никому не нужная церковь, плиты которой… хранят прикосновение ног Александра Васильевича. Тут было родовое имение его отца (камера, озирая местность, уже не находит фактов присутствия благородного семейства и пытается художественными методами реконструировать не столь уж далекое в исторической перспективе время), здесь сформировался и закалился характер будущего прославленного полководца. Но турист, побывавший в Суздале, даже не догадается, мимо каких исторических сокровищ он прошел мимо. Кто же виноват в нашем общем беспамятстве?

И в том, что гражданская война на нашей земле не утихла, а быть может, разгорается вновь. К этой мысли подвел фильм Рязанской ГТРК «Ока» «Как в Рязанском селе восстанавливалась память». Это простой рассказ о жительнице села Красильниково  Т. Буровой, пенсионерке, которая решила восстановить на собственные средства разрушающийся склеп дворян Головниных, некогда владевших тут землями. Зачем? Т. Бурова помнила, как хорошо отзывались люди о бывших барях, а ее бабушка и вовсе была кормилицей детей Головниных, выходит, — почти родственники. И вот женщина, пришло время, испытала чувство личной сопричастности историческому процессу, напомнив землякам, что роду Головниных 615 лет и является он 37-м коленом от Рюрика и негоже им забывать об этом. Больше того, она и районную власть заразила своим энтузиастом! Правда, та, пребывая в состоянии нескончаемых перевыборов, на деле все никак не могла помочь Т. Буровой материально. Пенсионерку это не смутило, кончилось дело тем, что в селе, к 225-летию Василия Головнина, знаменитого российского инженера и флотоводца, был установлен великолепный памятник. На открытие съехались потомки знатного рода из разных городов и весей. «Не поздновато ли?» — спрашивали журналисты. «Нет, — ответствовали потомки, — значит, теперь дозрели…». Практически на этой мажорной ноте фильм и заканчивается. А уже из беседы с создателем фильма мы узнали, что памятник был скоро разрушен подростками. Узнав об этом, тележурналисты немедленно помчались в Красильниково…, но были остановлены властным окриком. Не нужны печальные вести, накануне выборов. Вот так грубо и жестоко гасится народная инициатива. Право слово, «энтузиаст» в переводе с греческого «невменяемый», а вменяема у нас только власть?

В фестивале, проходившем в нынешнем году в Подмосковной Истре, приняли участие 60 видеостудий из 50 городов и населенных пунктов России. Из 100 присланных кинолент отборочная комиссия допустила к фестивалю 38. Понятно, что обо всех не расскажешь. Да и в каком ключе рассказывать? — тоже вопрос. Опуская недостатки: отсутствие жанрового разнообразия и образного мышления, частое неумение композиционно выстроить материал и вовремя поставить в нем точку, изобилие длиннот и не всегда четко сформулированную авторскую позицию, хочется сказать главное — кинодокументалистика жива и это радует. Экономя газетную площадь, не буду подробно перечислять все регионы, скажу лишь, что в фестивале приняла участие, практически, вся Россия. Знакомство с чувствами и мыслями бурят, смолян, пермяков…, переданными в документально-художественной форме, обогатило бы страну духовно, будь эти короткие по времени ленты показаны хотя бы по одному из главных каналов российского телевидения. Мы — зрители, энтузиасты могли бы, что называется, сверить часы, объединиться в духовном пространстве, почувствовать плечо друга, неравнодушного к сохранению нашего общего культурного наследия. Но нет, не находится нам места в нынешнем криминально-развлекательном телеэфире. Не узнает широкий зритель об удивительных людях, настоящих шукшинских героях-чудиках, таких как бывший узник Дахау, в своем доме устроивший музей памяти жертвам концентрационных лагерей («Сад памяти» видеостудия «эФТэЛь», Ф. Лундовская). И о почти парализованном человеке, который, чтобы не думать о болезни, начал вырезать по дереву и болезнь отступила настолько, что он смог работать сидя, и создает настоящие шедевры, «чтобы людям оставить красоту и добро» («Народный умелец Шматович  В. И.», Областной Центр народного творчества). О Кузевановой Надежде можно было бы сочинить поэму. Ей 75. Она одна ухаживает за могилой солдата, замученного фашистами. Сама похоронила, сама сажает цветы у памятника. И горюет, что больше некому этим заниматься. «А подростки?..» — интересуется журналист. Оказывается, им — дела нет. «Я их не осуждаю, — говорит Надежда, — мы горя много пережили, а у них другая жизнь…» Фильм называется «Они со мною говорят» (ТРК «Истра», Т. Щербаненко) длится всего 6 минут, но остается в памяти бескомпромиссной честностью и пронзительностью.

Этим кратким обзором мы не прощаемся с читателями, заинтересованными в данной теме. Она будет продолжена в других материалах о работе Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, с упоминанием о любительских фильмах, в которых отразилась боль за порушенную память, тревога о полном забвении ее и надежда на возрождение Родины, заключенное в истоке — древних традициях наших предков. Это первое и, наверное, самое верное впечатление от программы конкурсных фильмов. В ней просматривается желание их создателей, анализируя современность, сделать шаг назад, чтобы лучше разглядеть будущее.
Было бы не плохо, если бы устроители фестиваля нашли возможность показать все фильмы хотя бы в коллективах кинолюбителей тех регионов, которые присылали свои работы на фестиваль. А может быть и в Общественной палате РФ — страна большая, фестиваль высветил интересы и чаяния ее народа, увидеть общую картину в целом для защитников его интересов весьма нелишне.

Остается сказать, что фестиваль был организован ЦС ВОО ВООПИиК, Министерством культуры Правительства МО при поддержке Общественной палаты РФ, а также Администрации Истринского муниципального района, Истринского районного отделения ВОО ВООПИиК и Государственного Российского Дома народного творчества Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ.