Протокол №3 (XLIV)

Присутствовали:
Члены Центрального совета и Центральной ревизионной комиссии - 95

Приглашенные: члены секций, комиссий, председатели и заместители председателей президиумов советов региональных отделений - 44

Председательствовали: Маланичева Г.И., Королев С.В., Пашкин Е.М.

Повестка дня: О работе региональных отделений ВООПИиК по реализации решений VIII съезда Общества.

Слушали: доклад председателя Центрального совета ВОО «ВООПИиК» Г.И.Маланичевой «О работе региональных отделений ВООПИиК по реализации решений VIII съезда Общества».

Выступили:

Аксенова И.Н. член президиума совета Тверского областного отделения ВОО «ВООПИиК», ректор института Верхневолжья
Бахарева Л.И. заместитель председателя Саратовского областного отделения ВОО «ВООПИиК»
Бычков Ю.А. заместитель председателя секции пропаганды Центрального совета ВОО «ВООПИиК», заместитель директора по научной работе Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А.П.Чехова в с. Мелихово
Веденин Ю.А. член президиума Центрального совета ВОО «ВООПИиК», директор Института культурного и природного наследия
Виноградов В.А. член президиума Центрального совета ВОО «ВООПИиК», заместитель директора института «Спецпроектреставрация»
Выборный В.Н. член президиума Центрального совета ВОО «ВООПИиК», руководитель мастерской «Экоград-Наследие»
Девятова Н.П. директор Управления по охране и использованию памятников истории и культуры Министерства культуры Удмуртии
Жилина В.А. архитектор-реставратор, член реставрационной комиссии Центрального совета ВОО «ВООПИиК»
Заботкин Г.А. заместитель директора Департамента государственной политики Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ
Каменева Т.Е. член президиума Центрального совета ВОО ВООПИиК», директор Центральных научно-реставрационных производственных мастерских
Карачев М.И. директор дирекции по реставрации и использованию памятников истории и культуры Вологодской области
Кирпичников А.Н. член президиума Центрального совета ВОО «ВООПИиК», председатель президиума совета Ленинградского областного отделения ВООПИиК, зав. отделом славяно-финской археологии Института истории материальной культуры РАН
Князева Т.А. заместитель главного редактора альманаха «Памятники Отечества»
Кожин А.О. заместитель председателя Ростовского областного отделения ВОО «ВООПИиК»
Лаптев А.Б. председатель президиума совета Марийского республиканского отделения ВОО «ВООПИиК», руководитель строительной компании ЗАО «Эльбрус»
Лепский В.И. генеральный директор «Инрекон»
Наумов А.Н. председатель президиума совета Тульского областного отделения ВОО «ВООПИиК», заместитель директора музея-заповедника «Куликово поле»
Никифоров А.А. советник отдела охраны объектов культурного наследия Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ
Пашкин Е.М. заместитель председателя Центрального совета ВОО«ВООПИиК», зав. кафедрой инженерной геологии Московской Государственной геолого-разведочной академии
Полозова Н.И. председатель Приморского краевого отделения ВОО «ВООПИиК»
Потапова Н.А. заместитель начальника Главного управления государственного контроля охраны памятников истории и культуры г.Москвы
Регамэ С.К. старший научный сотрудник ЦНИИП градостроительства
Субботин И.П. председатель Самарского областного отделения ВОО «ВООПИиК»
Тягунов А.А. член президиума Центрального совета ВОО «ВООПИиК», заместитель председателя Комитета по культуре Государственной Думы РФ

Заслушав и обсудив доклад председателя Центрального совета ВОО «ВООПИиК» Г.И.Маланичевой «О работе региональных отделений ВООПИиК по реализации решений VIII съезда Общества» и выступления участников пленума, пленум Центрального совета отмечает.

Свыше двух лет прошло с VIII-го съезда Общества. Центральный совет обобщил критические замечания и пожелания делегатов и участников съезда, разработав необходимую программу деятельности на перспективный период, положенную в основу работы Центрального совета, и региональных отделений Общества.

В 2004 году отмечается 40-летие Венецианской Хартии, ставшей первым международным соглашением в сфере охраны исторического наследия и положившей законодательные основания участия общественности и неправительственных организаций в охране памятников истории и культуры.

Прошедшие годы оказались связаны с нарастающими сложностями для Общества в добавление к нерешенным проблемам охраны памятников, предшествовавших VIII съезду.

Общее состояние историко-культурного наследия РФ за последнее время не улучшается и внушает самые серьезные опасения за его судьбу.

Согласно данным Министерства культуры РФ, до 60 процентов из 85 тысяч памятников народов Российской Федерации, состоящих на государственном учете, включая и 25 тысяч памятников федерального значения, находятся в тяжелейшем техническом состоянии, близком к аварийному, что в массе случаев приводит к их руинированию и утратам. Имеют место многочисленные случаи необоснованных и незаконных сносов памятников. Практически повсеместно отмечается массовая утрата исторической застройки городов, а также несанкционированное новое строительство на исторических территориях, ведущих к деградации сложившегося облика и историко-градостроительной ценности древних поселений. Еще до утверждения нормативной базы и организационных механизмов начата и активно ведется необоснованная приватизация зданий-памятников, а по сути дела — распродажа национального достояния.

Историческая застройка городов и сельских поселений при известной социальной деградации населения характеризуется крайним физическим износом и обветшанием.

Новые социально-экономические и правовые реалии нашей жизни последних десятилетий, ликвидировав ранее действующую систему органов охраны памятников, породили совершенно иные условия в сфере охраны культурного наследия, все еще не привели к созданию эффективного механизма обеспечения сохранности историко-культурного наследия, что чревато реальной угрозой необратимой массовой утраты объектов исторического наследия, неповторимого облика древних русских городов. Нельзя признать и требуемой эффективности новых положений Закона РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Все изложенное, а также проводимая реструктуризация исполнительных органов власти и построение обновленной вертикали органов управления все еще не выявили своих преимуществ в сфере охраны памятников, создав ряд дополнительных трудностей в работе Общества как в центре, так и в регионах РФ.

Наблюдаемая нестабильность социально-экономических условий в стране негативно отражаются и на деятельности ВООПИиК.

Вместе с тем, организационная структура Общества в значительной степени сохранена, и оно продолжает активно содействовать государственным органам охраны памятников.

Как и прежде, актив Общества и в центре, и на местах состоит не только из высокопрофессиональных специалистов, но и многочисленных добровольцев. Мнение и позиции Общества по-прежнему пользуются авторитетом, хотя и не могут доминировать при принятии тех или иных властных установлений.

Благодаря своевременным мерам продолжает обновляться деятельность некоторых региональных отделений, а многие из них, такие как Кабардино-Балкарское, Калмыцкое, Карачаево-Черкесское, Удмуртское, Якутское республиканские, Иркутское, Орловское, Ленинградское, Московское, Новгородское, Пермское, Ростовское, Рязанское, Самарское, Саратовское, Свердловское, Тверское, Ульяновское, Ярославское областные, Краснодарское, Ставропольское, Приморское краевые, Московское, Петербургское, Суздальское, Сургутское и Ярославское городские, а также ряд других отделений продолжают активно действовать, укрепившись организационно и экономически, установив тесный контакт с государственными органами охраны памятников.

Основной целью Общества остается задача возрождения своей структуры и массовой основы, привлечение профессиональной общественности и содействие государственным органам охраны памятников, прежде всего — вновь образованной Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. В этой связи, необходимо активизировать широкую популяризацию российского и международного законодательства в сфере охраны историко-культурного наследия.

Другой важной задачей следует признать необходимость всемерного содействия Общества в возрождении отечественной научной реставрации памятников, широко известной своими многими заслуженными традициями.

В 2005 году будет широко отмечаться 60-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Одной из важнейших задач региональных отделений Общества должно стать активное участие в подготовке и проведении юбилейных мероприятий, сосредоточив внимание на состоянии памятников Великой Отечественной войны и воинских захоронений.

Пленум Центрального совета постановляет:

  1. Осуществлять сотрудничество с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, ее территориальными управлениями, признав необходимым заключить специальное двустороннее соглашение.
  2. Уделять особое внимание работе с детьми и учащейся молодежью. Используя имеющийся опыт, осуществлять работу по возрождению студенческого движения помощников реставраторов, формированию реставрационных отрядов с учетом новых экономических условий.
  3. Принимать активное участие в организации и проведении семинаров, научных конференций, посвященных проблемам сохранения историко-культурного наследия; осуществлять взаимодействие с учреждениями науки и культуры, творческими союзами, фондами, общественными организациями по проблемам сохранения историко-культурного наследия, в том числе и историко-культурных ландшафтов. Организовать проведение лекций и семинаров по популяризации действующих законоположений о культуре, охране памятников и смежных сфер российского и международного законодательства. Использовать семинары с работниками региональных отделений Общества для правового обучения штатных работников.
  4. Осуществлять участие в конкурсах на получение грантов, выделяемых для деятельности в сфере историко-культурного наследия, используя имеющийся опыт региональных отделений.
  5. Изыскивать возможности для осуществления мониторинга недвижимых объектов культурного наследия. Содействовать работам по составлению кадастра земель историко-культурного наследия.
  6. Активнее использовать ресурсы Интернета для распространения знаний об историко-культурном, природно-ландшафтном потенциале регионов, а также информации о проводимой отделениями Общества деятельности.
  7. Использовать возможность участия специалистов Общества в работе консультативных органов (советов) при местных администрациях, в том числе в советах при главных архитекторах городов.
  8. Оперативно информировать госорганы по охране историко-культурного наследия о фактах нарушения законодательства по охране памятников с целью принятия своевременных мер по пресечению выявленных нарушений.
  9. Принять меры к восстановлению самоликвидировавшихся и укреплению действующих районных, городских местных отделений и первичных организаций, а также ранее созданных хозрасчетных организаций.
  10. Установить контакты с органами массовой информации, используя проводимые Центральным советом ежегодные региональные конкурсы прессы на лучшее освещение деятельности по выявлению, изучению, пропаганде, сохранению историко-культурного и природного наследия народов РФ. Возродить практику совместных выпусков тематических полос (рубрик) в газетной периодике, посвященных проблемам охраны памятников.
  11. Содействовать органам образования в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма, уважения к труду и таланту народа, воплощенного в лучших национальных традициях и объектах историко-культурного наследия, в поддержке инициатив и творчества детских объединений.
  12. Возродить работу отделений по пропаганде памятников истории и культуры средствами любительского кино-, видео- и фотоискусства как действенной формы привлечения внимания общественности к современному состоянию памятников и проблемам их сохранения.
  13. Поручить президиуму Центрального совета:
  • рассмотреть на одном из своих заседаний инициативы по совершенствованию действующего законодательства в сфере охраны археологического наследия;
  • подготовить и направить в адрес Правительства Российской Федерации обращение о необходимости сохранения государственного статуса специализированных реставрационных организаций, как единственной возможности сохранения и воспитания кадров и традиций отечественной научной реставрации памятников;
  • подготовить и направить в адрес Правительства и Государственной Думы Российской Федерации обращение о необходимости ускорения утверждения и введения в действие подготовленного комплекса подзаконных актов и иной нормативной документации в сфере охраны историко-культурного наследия;
  • направить обращение Представителю Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе С.В.Кириенко о состоянии уникального памятника отечественного зодчества — усадьбы Шереметьевых Юрьино.

Председатель Центрального совета
Г.И.Маланичева

Секретарь президиума
Н.В.Шевчук