Протокол №16

Председательствовала — Г. И. Маланичева.

Присутствовали:

Члены президиума и Центрального совета — Булочников В. А., Денисов А. М., Жиров А. А., Кадышев Г. И., Калиниченко Ю. П., Каменева Т. Е., Кеслер В. Ю., Ливцов В. А., Пашкин Е. М., Пономарев А. М.

Приглашенные:

Зайцев К. Е. — заместитель начальника отдела охраны объектов культурного наследия «Росохранкультуры».

Филатов С. В. — директор Межобластного научно-реставрационного художественного управления.

Шевченко Э. А. — заместитель руководителя Департамента экономической и финансовой политики Министерства культуры и массовых коммуникаций.

1. О сохранении объектов культурного наследия в современных условиях (анализ существующего состояния и предложения по сохранению отечественной школы реставрации).

 


 

(Каменева Т.Е., Пашкин Е. М., Калиниченко Ю. П., Филатов С. В., Кадышев Г. И., Шевченко Э. А., Булочников В. А., Маланичева Г. И.).

Президиум Центрального совета ВОО «ВООПИиК», обсудив данные о техническом состоянии памятников истории и культуры, проанализировав существующее положения дел в реставрационной отрасли, констатирует.1. Техническое состояние значительной части памятников истории и культуры вызывает серьезную тревогу, так как во многих случаях является аварийным. Только по официальным данным на 01.10.2004 г. 65% от общего числа состоящих под охраной объектов находятся в неудовлетворительном, аварийном или руинированном состоянии. Таким образом почти 20 тысяч объектов нуждаются в проведении неотложных работ по их сохранению. Однако эта цифра является условной, так как в списках охраняемых объектов под одним номером числятся целые ансамбли (кремли, монастыри, усадебные комплексы и др.); 

 

2. Отсутствуют (или находятся лишь в начальной стадии разработки) ряд подзаконных актов и других документов, необходимых для обеспечения надежной защиты всех видов памятников в процессе их исследования и проведения реставрационных работ, являющиеся основой для нормативного и научно-методического обеспечения деятельности в реставрационной отрасли: Положение об экспертизе научно-проектной реставрационной документации, как одного из важнейших разделов историко-культурной экспертизы; Положение об экспертном сопровождении всего процесса производства реставрационных работ по объектам культурного наследия; Положение об общероссийской системе подготовки и повышения квалификации реставраторов-проектировщиков и мастеров реставрационных профессий; Положение об аттестации специалистов реставрационных профессий.

3. В результате смены общественно-политического строя в России возник и постоянно обостряется конфликт интересов новых собственников, арендаторов или инвесторов, рассматривающих памятники истории и культуры лишь с точки зрения их коммерческого использования как объектов недвижимого имущества, с одной стороны, и общенациональных интересов их сохранения как объектов культурного достояния народов России, с другой.

4. Государственный контроль за сохранением объектов культурного наследия является недостаточно эффективным из-за отсутствия механизмов его реализации:

  • не сформирован институт историко-культурной экспертизы, частично данную функцию выполняют секции Научно-методического совета Минкультуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, что явно недостаточно; по существу не начата работа по созданию полного реестра объектов культурного наследия, отсутствует система определения предмета охраны объекта культурного наследия, а также целый ряд нормативных документов;
  • не разработаны документы, регламентирующие современное строительство на территории исторических поселений, режимы содержания охранных зон памятников истории и культуры и зон охраняемого природного ландшафта, что является основой для сохранения уникальной градостроительной среды и своеобразия большинства исторических городов России, которое безвозвратно исчезает на наших глазах.
  • прекратилась деятельность Государственных комиссий: по аттестации реставраторов Министерства культуры Российской Федерации; Экспертно-лицензионной Министерства культуры Российской Федерации; по подпрограмме ФЦП «Культура России».

5. Контроль в реставрационной отрасли был значительно ослаблен после проведения административной реформы и последующего разделения функций по сохранению объектов культурного наследия между тремя структурами — Минкультура России, Росохранкультура и Роскультура.

6. Существует реальная угроза выхода из-под контроля государства деятельности по сохранению культурного наследия.

7. Учитывая, что одним из условий сохранения памятников истории и культуры является их реставрация, и, принимая во внимание тяжелое состояние культурного наследия, сложность стоящих перед государством задач по изменению сложившейся ситуации, а также учитывая международный опыт и отечественные национальные традиции, считать необходимым объединить накопленные за длительный период существования профессиональные знания, практический опыт государственных реставрационных организаций.

Признать необходимым создание Федерального центра «Российское культурное наследие» с отделениями (филиалами) на базе сохранившихся в ведомственном подчинении Минкультуры и массовых коммуникаций Российской Федерации государственных специализированных реставрационных организаций. Такой центр позволит эффективно обеспечить реализацию государственной политики в сфере охраны национального культурного наследия, способствовать сохранению и развитию традиций российской реставрационной школы, распространению научной методики консервации и реставрации памятников истории и культуры, формированию стратегии по сохранению и разработке уникальных технологий и приемов в области реставрации объектов культурного наследия.

Считать целесообразным наделение этого Центра соответствующими полномочиями по реальному содействию в реализации основных функций государственного регулирования в реставрационной отрасли (разработка нормативной базы и нормативных документов по вопросам реставрации недвижимых памятников истории и культуры; обеспечение реставрационной отрасли в Российской Федерации научно-методическими разработками в области ремонта, консервации, реставрации, приспособления недвижимых памятников истории и культуры; проведение экспериментальных испытаний по разработанным методикам, их апробация в процессе проведения реставрационных работ; обеспечение мониторинга при последующей эксплуатации; повышение квалификации архитекторов-реставраторов, инженеров-реставраторов, инженеров-реставраторов-технологов, путем создания в структуре центра курсов по повышению квалификации с изданием методических пособий и рекомендаций по всем направлениям реставрационной деятельности).

8. Полагать целесообразным:

  • конкретизировать предложения по созданию Федерального центра в реставрационной отрасли с определением его организационно-правовой формы деятельности для представления в государственные органы, Управление делами Президента, а также в Общественную палату с учетом высказанных замечаний и предложений членов президиума;
  • привлечь юристов к дальнейшей работе над документами по созданию Центра и его структуры;
  • для дальнейшей доработки документа создать при Центральном совете рабочую группу с привлечением необходимых специалистов.

9. Информировать региональные организации ВОО ВООПИиК о предложениях по сохранению отечественной реставрационной школы как одного из основных условий для сохранения объектов культурного наследия в современных условиях.

2. О размере членского взноса коллективных членов ВООПИиК.

 


 

(Жиров А.А., Булочников В. А., Пашкин Е. М., Маланичева Г. И.).

Установить минимальный размер взноса для вступающих в коллективные члены Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в Москве и Московской области в 2006 г. — 10000 рублей.Рекомендовать президиумам региональных отделений самостоятельно принять решения о размере взноса в своих регионах. 

 

3. О присвоении звания «Почетный член ВООПИиК».

 


 

(Жиров А.А., Кадышев Г. И., Каменева Т. Е., Маланичева Г. И.).

За большой вклад в сохранение и пропаганду историко-культурного наследия Республики Башкортостан и в связи с юбилеем, присвоить звание «Почетный член ВООПИиК»:РАФИКОВОЙ Асие Файзулловне — председателю президиума Башкирского республиканского отделения Общества; 

 

ГАРЕЕВОЙ Линифе Макаримовне — ответственному секретарю Башкирского республиканского отделения Общества.

За большой вклад в дело охраны историко-культурного наследия, многолетнюю работу по популяризации памятников истории и культуры и в связи с 40-летием создания Калмыцкого республиканского отделения ВООПИиК, присвоить звание «Почетный член ВООПИиК»:

ЗУЛАЕВОЙ Лидии Батмаевне — председателю президиума Калмыцкого республиканского отделения Общества

За большой вклад в дело охраны историко-культурного наследия, многолетнюю работу по популяризации памятников истории и культуры и в связи с 75-летием, присвоить звание «Почетный член ВООПИиК»:

ЦАМУТАЛИ Алексею — члену президиума совета Ленинградского Николаевичу областного отделения Общества, зав. отделом новой истории России Санкт-Петербургского Института истории РАН, доктору исторических наук, заслуженному деятелю науки РФ.

4. О награждении значком «За активное участие в работе Общества».

(Жиров А.А., Пономарев А. М., Булочников В. А., Маланичева Г. И.)Наградить активистов Общества значком «За активное участие в работе Общества», согласно представлений региональных отделений.Председатель Центрального совета
Г. И. Маланичева  

Секретарь президиума
Н. В. Шевчук