Было наше, стало ваше! Кому опекать наследие?

Статья расположена по адресу: http://www.lgz.ru/745

Мало кого удивит рассказ о том, что дирекцию музея-заповедника «Бородинское поле» то и дело буквально осаждают современные русские богатеи с соблазнительными предложениями: продать за большие деньги кусочек прославленной землицы и заповеднику, мол, выгодно, и им престижно: понастроят они по периметру исторического памятника красно-кирпичные терема со стеклопакетами и вместе с домочадцами будут любоваться из окошек живой историей России-матушки. И то: не всем же вкладывать деньги в бриллианты и изумруды, в красивые яйца Фаберже или картины Малевича и Шагала. Особо патриотично настроенным состоятельным гражданам по силам приватизировать Архангельское и Михайловское, Кусково и Эрмитаж. Что они с ними делать будут дело десятое. Главное сначала ухватить лакомый кусок, думать будут потом.

Нравится это кому-то или нет, но всё в этом мире имеет свою цену. Даже красота. Даже самые, казалось бы, бесценные национальные святыни. А сегодняшний всероссийский всплеск интереса к собственным историческим и культурным ценностям так и вовсе определён вещью весьма и весьма прозаической: грядёт новый этап их приватизации и передачи в частные руки. Обо всём этом говорилось на круглом столе, прошедшем во Всероссийском обществе охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). И в первую очередь о том, что сохранение культурного наследия на самом деле вопрос национальной безопасности России.

Идея передачи памятников истории и культуры в частные руки посредством их продажи существует уже не первый год, её приветствуют и поддерживают многие государственные чиновники. В 1996 году уже был обнародован президентский указ о приватизации памятников культуры местного значения, а впоследствии 313 объектов «были согласованы к приватизации». Целый же ряд памятников, как утверждают сведущие люди, был просто переведён из объектов федерального значения в объекты значения местного с возможностью последующей их приватизации.

В 2002 году вышел Закон «Об объектах культурного наследия» (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации«, касающийся уже памятников федерального значения. Государство, не имеющее средств, чтобы достойно содержать и реставрировать данные «объекты», решилось переложить и эту заботу на «частные плечи». Однако вскоре само и наложило на своё решение мораторий — до принятия подзаконных актов к закону.

И вот сегодня ВООПИК и недавно созданный «Национальный центр Опеки Наследия» крайне обеспокоены новыми попытками отменить мораторий и провести приватизацию недвижимых объектов историко-культурного наследия до решения ключевых вопросов, обеспечивающих их сохранность. Здесь считают это неоправданным и поспешным.

Выступавшие на круглом столе специалисты говорили о том, что «до начала приватизации необходимо выработать критерии ценности памятников» и прежде всего составить полный и единый Государственный реестр того, что необходимо охранять. Что «недопустимо распродавать культурное достояние с учётом данных БТИ, то есть исходя лишь из степени износа». Что следует классифицировать эти объекты по значимости и ценности, выделив те из них, чья приватизация недопустима, так как они являются общественным достоянием, причём не только из перечня Всемирного культурного наследия.

К тому же, уверены ораторы, «приватизация может рассматриваться лишь как одна из мер спасения объектов от угрозы их физической утраты», тотальная же приватизация абсолютно недопустима. Кроме того, «передача объектов культурного наследия в частные руки не может проходить закрыто, общество должно знать, кому доверяет и поручает заботу о памятнике». А сам механизм осуществления приватизации должен «исключить возможность для узкого круга лиц распоряжаться памятниками как имуществом».

16 июня прошлого года на заседании Государственного совета РФ предложение об отмене моратория на приватизацию уже вносилось. И поскольку с 2002 года за памятниками истории и культуры закреплён отдельный статус — особого вида недвижимого имущества, отмена моратория позволила бы обращаться с памятниками именно как с имуществом. Кроме того, было предложено отменить и нормативные акты, запрещающие передачу памятников федерального значения в частную собственность.

На том заседании президент заявил, что «у памятника должен быть хозяин, и кто он — государство или частное лицо, — не принципиально». Президента принято одобрять. Но вот вопрос: как же всё-таки будем приватизировать, господа? Без подзаконных актов? Оптом и в розницу? Или же всё-таки очень и очень избирательно, жёстко при этом обговорив процедуру «усыновления», регулирующую аппетиты приватизаторов и действительно защищающую интересы культуры как национанального достояния? Пока эти вопросы так и не получили ответа.

На круглом столе особый акцент делался на то, что все значимые сделки с объектами культурного наследия должны проходить под контролем общественности. Говорили о многом — академики, директора, архитекторы, реставраторы, писатели горячились, сетовали, спорили… А потом председатель Центрального совета ВООПИК, действительный член Академии архитектурного наследия, действительный член Петровской академии наук и искусств, заслуженный работник культуры РФ Галина Маланичева добавила ко всему сказанному небольшой, но очень выразительный мазок: особняк ХIХ века в Гагаринском переулке, в котором расположено Общество охраны памятников истории и культуры, сам уже давно включён в список объектов, подлежащих приватизации в числе первых. И смешно, и грустно.